Найти тему

Марсель Брёйер

Впервые с его изделиями я познакомилась смотря сериал «Шерлок Холмс» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. В одной из серий Шерлок Холмс с доктором Ватсоном оказываются в доме у медиа - магната Чарльзом Огастесом Магнуссеном и он показывает так называемые свои «Чертоги Разума» и тогда перед нами предстает отдельная комната с единственным в нем предметом – креслом Василеем.

Тогда меня очень вдохновила это кресло, простота форм, гнутая сталь без стыковочных швов…Именно с этого кресла я начала знакомится с архитектором Марселем Брёйером.

Марсель Брёйер родился в Венгрии, в еврейской семье. Именно из-за этого факта позже, когда к власти придет Гитлер ему придется иммигрировать в Лондон. Достаточно в юном возрасте 18 лет он уезжает из своего родного города и поступает в только что открывшуюся школу прикладного искусства, дизайна и архитектуры Баухауз. Нужно отметить, что на тот момент он был самым молодым учеником школы. После окончания учебы он остается в школе в качестве преподавателя столярной мастерской. Однако у Брёйера оставалось мало шансов применить большинство своих архитектурных замыслов на практике. В 1928 году, в возрасте 26 лет, он покинул Баухауз, чтобы основать свое собственное архитектурное бюро в Берлине при поддержке роялти от продажи его стульев.

-2

В 1925 году Марсель Брейер, вдохновленный формой велосипедного руля, создает свой знаменитый стул из стальных трубок. Каркас стула - это стальные трубки, а сиденье, подлокотники и спинка из ткани или гладкой кожи. Рабочее название этого стула было В3, в дальнейшем этот предмет мебели получит более благозвучное имя Василий (Wassily). Так он будет назван в честь известного русского художника Василия Кандинского. Преподававшего в Баухаузе в то же время. Этот стул становится отправной точкой для производства мебели из металлических трубок.

"Wassily был необычно новым. На выставке люди прыгали на нем, чтобы уничтожить. Они боялись, что весь мир будет в этой мебели." Марсель Брёйер
"Wassily был необычно новым. На выставке люди прыгали на нем, чтобы уничтожить. Они боялись, что весь мир будет в этой мебели." Марсель Брёйер

Ранние версии стула B3 стали возможными только благодаря тому, что производитель стали Mannesmann разработал методы, которые удаляли швы со стальных труб. До этого стальные трубы имели сварной шов, который разрушался при изгибе. А тканевые ремни (позже замененные кожей) из прочной блестящей, вощеной хлопковой нити для подлокотников, спинки и сиденья стула были разработаны Маргаретой Райхардт, студенткой ткацкой мастерской в Баухаусе.

В результате экспериментов Брёйера с трубчатой сталью в линейку мебели добавились табуреты, столы, складные и консольные стулья.

Стул B32, или Cesca, был следующей знаковой моделью. В этом случае он оформил материал в единый контур, к которому прикрепил две рамы из бука, обвязанные ротангом.

Его дизайн сочетал в себе традиционные методы мастерства — ротанг, сделанную вручную деревянную раму и трубчатую сталь промышленного серийного производства. Стул получил свое популярное название в честь дочери Брёйера — Франчески. Название предложил Дино Гавина, чья фирма Gavina начала производить Cesca (и стул B3 Wassily) до момента выкупа прав на наследие Брёйера брендом Knoll в 1968 году.

-4

С момента появления Cesca были проданы буквально миллионы экземпляров для оформления домов и офисных зданий по всему миру, что делает его, возможно, самым популярным стулом Марселя Брёйера.

Лаунж-кресло Long Chair
В течение двух лет, с 1935-й по 1936-й, Брёйер работал в Лондоне на компанию Isokon. Самым важным достижением союза стало кресло Long Chair 1936 года. Оно производилось в Эстонии и стоило около 6 фунтов стерлингов. Вопреки любви рационалиста к металлической структуре, здесь, под влиянием финского архитектора Алвара Аалто, Марсель отдает предпочтение теплому материалу — фанере. Опционально к Isokon добавляли мягкую обивку.

-5

Однако надвигающаяся война внести свои коррективы и в 1937 году, заставляя Марселя Брейера вместе с Гропиусом покинуть Англию. Они перебираются в США, где начинают работать в Гарвардской школе архитектуры. Их тандем задает тон в архитектуре жилого строительства США в последующие годы.

В 1946 году Марсель переезжает в Нью Йорк и начинает работать один. Именно в эти годы он создает поистине мировые шедевры. Так в 1953 году он проектирует здание ЮНЕСКО, в Париже. Чуть позже в 60-е годы по проекту Брейера возводится аббатство Сент-Джон в штате Миннесота. Исследовательский центр IBM, в Париже и здание музея Уитни, в Нью-Йорке, тоже плоды его труда.

-6
-7

Период 50-60х в его жизни весьма примечателен: около двадцати лет он посвятил изучению возможностей железобетона. Абсолютный шедевр тех лет — аббатство Сент-Джон в Колледжвилле (штат Миннесота). Другие заметные проекты: исследовательский центр IBM в Ла-Год во Франции и музей Уитни в Нью-Йорке. Все они экспрессивны и пластически выразительны, Брёйер с упоением использует все технические достижения своего времени: бетон у него то превращается в тонкий ажурный материал, то становится брутальным  и массивным.

Он чувствовал, что бетон может воплотить любой диапазон форм и показал все разнообразие его использования. Этими достижениями архитекторы пользуются сих пор. Брёйер, не связывая себя рамками определенного стиля, хотел только одного: чтобы у архитектурной композиции была функциональная четкость, чтобы планы и объемы были компактными и ясными.

Любопытно, что Брёйер в 1968 году вместе с британским девелопером собирался построить самое высокое здание в Нью-Йорке, однако проект не прошел комиссию по охране городского ландшафта.  Более того, на него ополчились все остальные архитекторы, что нанесло ему такой серьезный удар по самолюбию, после которого он уже не оправился.  С 1976 года Брёйер отошел от дел и передал заботу о фирме и многочисленных офисах своим управляющим.

________________________________________________________________________

К сожалению, в 2022 году был снесен дом построенный Брёйером, известный как Геллер 1. Социальные защитники хотели включить данную постройку в список архитектурных ценностей, но к в великому разочарованию не успели, владельцы решили снести здание и построить совершенно новый дом.

Это был первый дом, который был спроектирован Брёйеров самостоятельно. Так же в 1947 издание Progressive Architecture назвало проект Брейера домом года. Последовало международное признание, а также внимание архитектора Филипа Джонсона, работавшего тогда в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

-8

Еще несколько неудач архитектора.

С 1928 года Брёйер работал, как архитектор, в Берлине. Швейцарский историк архитектуры Зигфрид Гидион планировал построить группу современных многоквартирных домов в Долдерталь, пригороде Цюриха. Сначала он предложил заказ двоюродным братьям Альфреду и Эмилю Ротам, но позже попросил Брёйера пересмотреть проекты.

В 1933 году между тремя архитекторами было заключено соглашение о сотрудничестве. Брёйер и Рот предложили двухэтажные здания, возведенные на лоцманах, с небольшой конструкцией пентхауса. В домах находились квартиры различных размеров, почти во всех был доступ к открытой террасе. На первом этаже располагались стеклянный вестибюль, крытый навес для автомобиля, общая прачечная и кладовые. Здание из стального скелета с железобетонными полами и кирпичными наружными стенами покрыто лепным декором, в то время как стены пентхауса представляли деревянный каркас, покрытый фанерой и панелями из асбестового цемента.

-9

Возражения соседей, а также проблемы с властями и финансированием вызвали значительные задержки в строительстве, но два из трех зданий были завершены в январе 1936 года. Споры между участниками строительства возникли, когда имя Брёйера было исключено из атрибуции проекта на Миланской триеннале и в статье «Дас Верк».

-10
-11