С такой жалобой обратилась 18 летняя девушка.
Вера (имя, как Вы понимаете, вымышлено по понятным причинам) призналась:
- Не хочу жить! Это состояние у меня не первый месяц. Не могу заставить себя сходить к специалистам. Эти мысли посещали и раньше, но сейчас состояние апатии, ненависти к себе, ничего не хочется, ничего не радует!
Имея ввиду, что все мы родом из детства и истоки значительной части психогенных факторов последующих невротических состояний, последствий затяжных стрессов и прочих издержек взросления, воспитания и адаптации к социальной среде кроются именно там, прошу девушку поведать о том, как складывались отношения между родителями, с родителями, а также каким было отношение родителей к Вере.
- Родители развелись, когда мне было 4 года, отец и мать не интересуются моей жизнью, жила с матерью (именно так Вера говорит о маме), но это время нельзя считать счастливым.
- Кто для Вас является дорогим и значимым, если такие есть в Вашем окружении? – спрашиваю я.
- Из дорогих для меня людей – бабушка и дедушка.
- Насколько они дороги для Вас? - уточняю и прошу оценить эту степень по шкале от 0 до 10 баллов.
Вера дает оценку – «8».
- Что мешает чувствовать этих значимых близких дорогими на все 10 баллов? – интересуюсь я.
- Бабушка часто делает мне больно, я не оправдываю ее ожидания, все делаю не так.
Свое текущее психоэмоциональное состояние по шкале от 0 до 10 (0 – максимально негативно; 10 – максимально позитивно) девушка оценила на 2 балла.
- Где, на каком уровне организма ощущается впечатление от стресса, затяжного стресса, что именно ощущается? – спрашиваю я.
- Ощущаю в себе дыру и одновременно испытываю боль в груди.
- Что создает боль в груди, непосредственно дыра или есть что-то еще?
- Там есть что-то еще, будто бы что-то кровоточит, признается девушка.
Почему такие, странные на не посвященный взгляд вопросы были заданы и еще более странные ответы получены?
Дело в том, что ценнейший, приобретенный от природы, благодаря эволюции механизм – нейроцепция, техника опредмечивания ощущений предполагает инициативу и способность человека к осознанию физического состояния, пространственной схемы тела, определению и изменению своего состояния, т.е самодиагностика собственного состояния в особой предметной форме, что реализуется в методе Психокатализа или Соматопсихотерапии.
Учитывая значительную степень тяжести психологического состояния девушки, высокую степень психотравматизации, неопределенный и тревожный характер динамики мышления и поведения относительно себя, не представлялось возможным завершить общение форматом консультации, поэтому работа была переведена в режим психотерапии.
Как предположение: дыра, через которую нечто проникло (попало) в тело является следствием внешнего воздействия, отношения родителей, близких, других обстоятельств находится, по словам девушки, внутри. Это некое образование было идентифицировано, как нечто темно-серого цвета, похожее на металлическую «грушу», размером 5х10 см. Именно эта «груша» и вызывала боль и страдания.
Существенным нюансом в процессе идентификации источника боли и дискомфорта является то, как ощущает человек природу источника в себе: как нечто пришедшее извне или как реакцию собственного организма на психотравмирующее событие, информацию, т.е внешний раздражитель.
Ряд диагностических вопросов, направленных на выяснение: а сколько же жизненных сил тратится на поддержание и питание этого образования – источника боли и страданий, какую роль играет оно в организме, способствует ли решению проблем, существуют ли какие-либо связи с другими частями тела, и т.д., позволили направить внимание девушки, внутренний взор, наблюдать посредством ощущений за состоянием и динамикой изменений предмета в теле.
«Груша» не пожелала как-либо отреагировать на столь пристальное внимание к ней. И на это были причины. Вследствие выяснения наличия ее связей с другими уровнями организма, Вера обнаружила веревку, закрепленную в верхней части головы, на которой была подвешена эта «груша». Наблюдение за веревкой также не принесли значимых результатов, за исключением того, что веревка, по словам девушки, начала утончаться, сохраняя, однако, свою целостность.
Я предложил Вере определить и оценить значимость и смысловую нагрузку «груши» и веревки для организма. Девушка пришла к пониманию, что «груша» - это подвешенный сосуд, наполняемый в течение долгого времени, ассоциативно и фигурально выражаясь весьма токсичной «жидкостью», которая со временем разъела стенки сосуда, нарушила его целостность и вследствие своего токсичного воздействия на организм, начала непосредственно отравлять его, образовав уже известную нам дыру в психоэнергетическом контуре, через которую уже беспрепятственно, минуя защиту организма способно было проникать все, что угодно.
Как следствие – нарушение способности Веры противостоять вредным и тяжелым внешним событиям, отсутствие адаптации к условиям среды.
Сосуд («груша») выполнял охранную функцию, оберегал, обеспечивал внутреннюю изоляцию, накопление и хранения токсичных воздействий на психику Веры, вследствие травматичного для нее отношения со стороны ее ближнего окружения, отсутствия адаптации к объективным жизненным ситуациям, но без возможности их своевременной утилизации. Именно поэтому организм не захотел удалять «грушу» или подвергать ее изменениям.
Важно отметить, что в свои 18 лет девушка тратила по собственным оценкам уже до 80% жизненных сил и энергии на приведение себя в состояние, хоть как-то позволяющее и учиться, и работать.
В процессе внутреннего самонаблюдения Вера увидела другой конец веревки, который был пуст, но по ощущениям, предназначенный для того, чтобы на нем должно было быть закреплено или подвешено что-то пока не ясное. Дальнейшее наблюдение проявило на поначалу пустом конце веревки чистый стеклянный или хрустальный сосуд без всякого наполнения.
Как говорил «лучший» сыщик Скотланд-Ярда Лестрейд, герой Конан Дойла в известном фильме «Собака Баскервилей», если есть карман в штанах, значит он не пустой. Т.е. появившийся в ощущениях Веры хрустальный чистый сосуд обязательно должен быть чем-то наполнен! Так и случилось, правда несколько позже. Кстати он был назначен девушке в качестве, как-бы противовеса металлическому сосуду с токсичной жидкостью.
Я задал девушке в определенной последовательности еще несколько вопросов, чтобы выяснить и направить ее усилия на определение приоритетности и характера намерений в отношении дыры и восстановления целостности металлического сосуда, в целях прекращения прямого влияния его наполнения на организм Веры.
Вера предпочла вначале восстановить стенки «груши», затем уже, изолировав организм от токсичных, «кислотных» воздействий, устранить пробоину в своем психоэнергетическом теле.
Решение судьбы токсичной жидкости также не заставило себя долго ждать. Так как это было внешним образованием, поразившим и впечатлившим девушку, необходимо было отпустить, отправить это восвояси туда, откуда пришло, что и было сделано. Итог – токсичное наполнение металлического сосуда постепенно начало испаряться через голову, опустошая «грушу».
Результатом стало чувство освобождения, облегчение состояния, комфортное ощущение себя, эластичности и восстановления надежности своих границ, чего не было очень давно.
- Меня, словно вымыли изнутри, как никогда не мылась сама! Призналась Вера.
- Где, относительно Вас находится знание, понимание, что главная в своей жизни – это Вы, что Вы сами способны создавать свою жизнь счастливой и благополучной, адекватно, ровно и спокойно воспринимать любые жизненные обстоятельства? - спрашиваю я, как бы завершая процесс очищения встречным полезным и необходимым благотворным наполнением.
Девушка обнаружила эти знания под ногами в виде болотной, зеленой воды с тиной. Очевидно, что вряд ли обнаруженное могло быть искомым и уж тем более желанным для организма наполнением мудростью.
- Действительно ли это то, что следует считать тем знанием, что хотелось бы принять в себя? - уточняю я.
Зачастую не все, что видится или дается стоит сходу принимать за чистую монету!
«Все, что видим мы – видимость только одна,
далеко от поверхности мира до дна.
Полагай не существенным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна!»
Полезно вспомнить вечное мудрое от Хаяма!
Так и вышло. Девушка в воображении раздвинула руками болотную воду и тину, внизу скрывалась чистейшая прозрачная вода, именно то, что и ассоциировалось с означенным выше знанием, которое и было впущено ею в себя, заполнив тот самый хрустальный сосуд на другом конце веревки, остававшийся до поры пустым, ожидающим своего содержания.
А нужна ли теперь оказалась опустошенная «груша», которая так долго оберегала Веру, накапливая для изоляции от всего организма и дальнейшей утилизации, которую мы смогли выполнить спустя долгие годы только теперь?
Металлический сосуд выполнил свою функцию. Я предложил Вере понаблюдать за ним. Под наблюдением девушки «груша» обрушила металлическую оболочку и приобрела вид хрустального сосуда, аналогичного тому, который появился ранее и уже был заполнен новыми знаниями.
В заключении всей сложной работы, длившейся более часа, принятые по желанию Веры знания были распределены равномерно по всему организму, согласно технике Психокатализа.
Девушка оценила кардинальные изменения своего состояния, присвоив результату оценку «7», рассказав, как теперь она будет действовать и выстраивать свои отношения, поведение, в целом жизнь, которая, по словам Веры приобрела новые яркие краски, соответствующие оптимизму, вере в себя, адаптивным реакциям на сложные ситуации.
Завершая изложение сегодняшнего материала, хочу напомнить вам, дорогие друзья, что негативная психическая энергия имеет обыкновение накапливаться. Вегетативная нервная система после однажды полученной психотравмы лишается возможности амортизировать и смягчать вредные внешние воздействия и собственные негативные реакции.
Кроме того, в условиях индивидуальных особенностей восприятия, отсутствия необходимой адаптации и возможности адекватно, а точнее в противоположность сложной ситуации реагировать на нее, не ввергая себя в состояние стресса и невротической реакции, и не создавая неосознанно проблемы, формируя состояния, в которых человек с каждым шагом все дальше уходит от верного вектора своей жизни, совершая ошибку за ошибкой, становится особенно важно восстановление психического здоровья, как мы восстанавливаем или пытаемся восстановить здоровье физическое. А ведь Здоровье человека – есть совокупность его составных частей: здоровья физического, психического и духовного.
Ваш Андрей Жовнер – клинический психолог, действительный член ОППЛ.
Здоровья Вам, дорогой читатель и счастливости!
#жовнер_андрей#неврозы_тревога_страх#самодиагностика_саморегуляция
#жовнер_андрей#соматопсихолог#москва#цели#ресурсы_жизни
#жовнер_андрей#соматопсихолог#москва#психология_счастливой_жизни
#жовнер_андрей#желания_намерения#потребности_мотивы_цели