Сегодня мы с вами отправимся на запад Москвы, на Рябиновую улицу. Большинству эти места знакомы своими огромными производственными территориями, часть которых с уменьшением мощностей заводов теперь сдаются под офисы. Кто-то вспомнит, что здесь ещё протекает речка Сетунь, приток Москва-реки, и тоже будет прав.
Однако есть и тут исторические островки, кусочки ещё подмосковного прошлого этих мест. К примеру там, где к Рябиновой улице примыкает Кунцевское кладбище, в прошлом находилось село Спасское-Манухино. Когда-то в селе были и усадебные постройки (я читал, что в начале 20 века тут было аж две усадьбы - купцов Прохоровых и Сабашниковых), однако до наших дней единственной постройкой, дошедшей до нас от села Манухино, является храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни.
Его и сейчас трудно заметить, поскольку храм хоть и стоит на небольшом возвышении, но чуть в стороне от Рябиновой улицы и к тому же спрятан за разросшимися деревьями. Лишь зимой, когда нету листвы, разглядеть его при подъезде становится чуть проще.
Манухино (Оксеново тож) - местечко древнее. Деревня существовала уже в начале 17 века и тогда принадлежала двум братьям Пушкиным - Воину и Петру Тимофеевичам.
Пётр Тимофеевич Пушкин - прямой предок поэта. Он был военным и после Смутного времени "за московское очищение (т.е. за изгнание из Москвы поляков) и за рану" получил земли и деньги.
Несколько поколений Пушкиных владели Манухином до конца 17 века, пока деревня не перешла в 1673 году в собственность Артамону Сергеевичу Матвееву - дипломату, государственному деятелю, сподвижнику и другу царя Алексея Михайловича, одному из первых западников.
Впрочем, Матвеева мы с вами вспоминали в прошлой статье (интересно совпало, я не планировал) о подмосковной деревне Поярково, где сохранилась красавица-церковь Рождества Богородицы (ссылка на неё в конце этой статьи).
В 1676 году Артамон Матвеев возводит в Манухино каменную Спасскую церковь, дошедшую до наших дней. С того момента село стало называться Манухино-Спасское (Спасское-Манухино, Спас на Сетуни, Спас-Сетунь). Имя зодчего точно не известно, но есть предположения, что им был Иван Кузнечик - царский архитектор и один из лучших мастеров своего дела тех лет.
Особо интересны в архитектуре церкви три каменные "бочки" (большие "кокошники" над алтарной стеной, ещё напоминающие пламя свечи). Их часто можно увидеть на деревянных церквях 17 века (в частности они сохранились на Русском Севере), а вот в камне такие элементы у церквей тех лет воспроизводились редко.
Со временем облик храма изменился - в 1809 году возвели не дошедшую до нас колокольню, к основному объему пристроили трапезную, а на средства помещика Григория Кирьянова возвели придел во имя его небесного покровителя Григория Декаполита. В 1850 году появился и второй придел - во имя Николая Чудотворца, - выстроенный на средства помещицы А. Г. Добровольской.
А в 1902 году (после перестройки трапезной и появлением двух симметричных приделов, а также пристройки по проекту архитектора В.Ф. Жигардловича колокольни в русском стиле) Спасская церковь приобрела тот вид, который мы с вами можем увидеть и сегодня.
В 18 и 19 веках Спасское-Манухино часто меняло хозяев. Среди владельцев села тех времён можно отметить графа Павла Ивановича Ягужинского (1683-1736), дипломата, единомышленника и сподвижника Петра I, а также купца 1-й гильдии Григория Кирьякова, открывшего на берегах реки Сетунь фарфоровую фабрику.
Главки церкви, богато украшенные изразцами (по моде 17 века) - новоделы: в 1941 году, когда церковь была закрыта, верхи здания разобрали, чтобы они не были ориентирами для немецкой авиации.
Обязательно рассмотрите детали Спасского храма - его яркие наличники и колонны! Они радуют глаз, привлекая путника, и зазывают впервые увидевшего храм рассмотреть его более подробнее.
Они невольно погружают в мысли о допетровских теремах и хоромах, предлагая каждому смотрящему на них пофантазировать на эту тему и попробовать почувствовать те времена через своё воображение.
В конце концов они просто прекрасны! Напоминают обсыпку пасхального кулича и крем на праздничном торте или кексе:)
В конце 1940-х годов здание бывшей церкви отдали под гальванический цех завода цветного литья. Примерно в те же годы пожар уничтожил иконостас 17 века, в котором находились иконы одного из лучших иконописцев России своего времени - Симона Ушакова.
В 1960-х предприняли реставрацию древней постройки, но она, не успев начаться, быстро закончилась. В итоге, к 1989 году, когда церковь была передана верующим, она представляла и себя печальное зрелище - стояла почти разрушенная и брошенная.
Лишь после восстановления прихода дела пошли вверх - уже в 1990-х годах восстановили главы храма и верх колокольни, соорудили новый резной позолоченный иконостас.
Стены и потолок храма в 2000-е годы были заново расписаны.
К Рождеству Спасский храм украсили ёлочками и двумя праздничными вертепами. Один вертеп располагается в одном из приделов.
Второй вертеп, вязаный, находится при входе в храм. Он выполнен учениками местной воскресной школы.
Ещё мне очень понравился вязаный макет Спасского храма, над которым также трудились в воскресной школе.
И вот этот детский рисунок, повествующий о празднике Рождества в Спас-Сетуни, тоже волшебный!
Комплекс усадьбы Манухино-Спасское с парком находился рядом с церковью. Рядом уже долгое время располагается и кладбище, которое теперь называется Кунцевским.
Точный адрес Спасского храма - Рябиновая улица, 18. Ближайшие станции метро - "Кунцевская" и "Давыдково", от которых до церкви своим ходом удобнее всего добраться автобусами.
Храм Рождества Богородицы в Поярково (Химкиский район), также возведённый Артамоном Матвеевым:
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!