Совсем недавно я вспоминала фильм «Моя прекрасная леди», где любовная история ужааасно неправдоподобна:
А всё потому, что профессора Хиггинса сыграл английский актер Рекс Харрисон, которому на момент съемок было (о, ужас!) аж 56. Между прочим, за эту роль Харрисон еще и «Оскара» получил! Фуфуфу, тоже мне, нашли героя-любовника.
Чем объяснить такой мискаст?
Боюсь, это всё - результат каких-то внутрикиношных интриг.
Я уже писала, что киноакадемики внутри своей тусовки явно распределяют «Оскаров» заранее. И если сегодня кого-то обошли, то все равно пометочку сделают и при следующем приличном поводе голого золотого парня в нужные руки отдадут.
Так, например, было с Вупи Голдберг, которую «не шмогли» наградить за объективно более сильный фильм («Цветы лиловые полей»), но шмогли через несколько лет, наградив за «Призрака» (хотя фильм-то, как ни крути, из эксцентрической комедии до настоящей драмы на себе вытащил Суэйзи).
А если разобрать пример с Харрисоном, то дело было так:
1) ту же роль (профессора) Харрисон играл и в мюзикле 1956 года. Но тогда ему было («всего») 48.
А сценический грим наверняка скидывал ему еще лет восемь, то есть никого не царапала разница в возрасте.
2) перед «Моей прекрасной леди» Рекс Харрисон сыграл Гая Юлия Цезаря в эпичной голливудской «Клеопатре» и был номинирован на Оскара, но не получил его. Однако... на заметочку его наверняка взяли.
И в следующем же фильме... та-дам! Кручу верчу обмануть хочу... появляется 56-летний актер в роли мужчины лет эдак на 15 моложе... и - получает заветную статуэтку.
И не говорите мне, что это ненормально. Помните же возмутительно возрастного Эшли Уилкса в «Унесенных ветром»? Давно уже не секрет, что Лесли Говард получил эту роль благодаря тому, что директором по кастингу была его двоюродная сестра. Вот так это и делается.
Кстати, интересная деталь: задолго до «эталонной» экранизации (с Одри) у пьесы была черно-белая экранизация, которую срежиссировал все тот же Лесли Говард. Играл он там, разумеется, профессора Хиггинса. На тот момент ему было 45.
Пигмалион (1938) фильм
Но кого было снимать в роли героев-любовников в 1950–1960-х?
Допустим, нам надо снять любовь Ромео и Джульетты. Возраст Ромео - меньше двадцати, но цензура это не пропустит (только перевалило за середину века, еще далеко не Сексуальная революция на дворе). Значит, ищем 30-летнего.
Тридцатилетним актерам в середине 50-х было чуть за 20 в годы Второй Мировой. Эти мальчики думали не об обучении в театральных студиях, они воевали. Ну или трудились «во благо родины» на заводах (в США). Или партизанили в подпольном Сопротивлении (в Европе).
Откуда было найтись молодым и дерзким в кинематографе середины 1950-х, если большинство из них тогда было погружено в свои посттравматические стрессовые расстройства.
Оставалась «старая гвардия»: мужчины, которые свои моральные травмы вылечили еще после Первой Мировой, а во время Второй уже благополучно ездили с концертами для поддержания боевого духа, а то и...
Тот же Лесли Говард был сбит немецким истребителем в 1943. Англичанину Рексу Харрисону в год открытия Второго фронта было под 40, он успел полетать и 1945-й встретил лейтенантом. Американец Кларк Гейбл с бомбардировочной группой совершил пять боевых вылетов, в том числе один в Германию, в качестве наблюдателя-стрелка, получил капитана.
Вот так британский и американский кинематограф оказался в ситуации, когда пришлось полагаться на «старую школу»
В 50-60-х самые крутые актеры были очень возрастные. Поэтому не стоит, пожалуй, удивляться, когда рядом с юной очаровательной Одри появляется тот же Рекс Харрисон...
Хотя, конечно же, проще поверить в ее любовь с Фредди...