Найти тему

Поль Гоген. В поисках рая на острове Таити

Поль Гоген и Таити неразрывно связаны друг с другом в культуре и сознании людей. На экзотическом острове художник провел последние годы жизни и создал знаменитый цикл картин, стоимость которых составляет десятки и даже сотни миллионов долларов.

В этой статье мы не будем затрагивать спорный образ жизни Гогена,

а погрузимся в творчество знаменитого художника в период его пребывания на Таити.

Поль Гоген. Когда свадьба? 1892 год. Масло, холст. 105 см × 75.5 см.
Поль Гоген. Когда свадьба? 1892 год. Масло, холст. 105 см × 75.5 см.

В 2015 году катарская государственная организация Qatar Museums приобрела картину за рекордные $300 млн.

Поль Гоген прибыл на Таити 10 июня 1891 года и провёл в Полинезии более десяти лет. Острова манили его экзотическими яркими красками, природой с её буйным цветением, скромными ценами и идиллией естественного образа жизни.

Художник хотел скрыться подальше от гнёта цивилизации и буржуазного мира, где правят деньги.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 год. Холст, масло. 66 см × 89 см.
Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 год. Холст, масло. 66 см × 89 см.

Пушкинский музей, Москва.

На Таити он снял хижину с видом на океан и начал писать идиллические пейзажи, портреты женщин, обнажённых или в необычных нарядах.

Здесь художник создал одни из самых своих известных картин.

Например, «Женщину, держащую плод». Главный образ напоминает первозданную Еву и словно воплощает мечты живописца о потерянном рае.

Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 год. Холст, масло. 92,5 см × 73,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 год. Холст, масло. 92,5 см × 73,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Поль Гоген часто создавал картины, в которых прослеживается влияние классической европейской живописи и даже древнего искусства.

На картине «Жена короля» таитянка лежит в позе «Венеры Урбинской» Тициана и напоминает знаменитую «Олимпию» Эдуарда Мане.

Поль Гоген. Жена короля (Королева). 1896 год. Холст, масло. 97 см × 130 см. Пушкинский музей, Москва.
Поль Гоген. Жена короля (Королева). 1896 год. Холст, масло. 97 см × 130 см. Пушкинский музей, Москва.

На картине «Рынок» мы видим неестественный разворот фигур: головы и ноги женщин показаны в профиль, а плечи — в анфас. Обратите внимание

на то, как предметы и образы выделены чётким контуром, заполненным цветом.

Поль Гоген. Рынок. 1892 год. Холст, масло. 73 см × 92 см. Базельский художественный музей, Базель.
Поль Гоген. Рынок. 1892 год. Холст, масло. 73 см × 92 см. Базельский художественный музей, Базель.

В этой работе Гогена явно прослеживается влияние искусства Древнего Египта.

Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.
Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

В своем творчестве Поль Гоген также обращался к изображению вечных тем: молодость, любовь, жизнь и смерть.

Картина «Сбор плодов» — это собственные размышления художника про начало и конец жизни. Срывание плодов с деревьев символизирует грехопадение, щенки — начало жизни, образы трёх женщин обозначают юность, молодость и зрелость.

Поль Гоген. Сбор плодов. 1899 год. ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва.
Поль Гоген. Сбор плодов. 1899 год. ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва.

Поль Гоген — первый европейский художник, который обратился к традициям «примитивного» искусства, чтобы вернуть картинами простоту и наивность. Он не следовал модным тенденциям и течениям.

Плоскостность формы, повышенная интенсивность цвета, декоративность композиций – все эти открытия Гогена вдохновили и направили на новые творческие поиски следующие поколения французских живописцев.

Поль Гоген. Женщина в красном (меланхолия). 1891 год. Музей искусств Нельсона-Аткинса.
Поль Гоген. Женщина в красном (меланхолия). 1891 год. Музей искусств Нельсона-Аткинса.

В 1901 году художник перебрался с Таити на остров Доминик, который входит в Маркизский архипелаг. Здесь он провёл последние полтора года жизни. Он создавал живописные, литературные произведения, писал статьи.

Гоген писал про свою роль в искусстве:

«Моё творчество, рассматриваемое как непосредственный результат в области живописи, имеет гораздо меньшее значение, чем его окончательный моральный результат: освобождение живописи, отныне избавленной от всех препон, от всех гнусных сетей, сплетаемых школами, академиями, а главное — посредственностями».

Поль Гоген умер в мае 1903 года. При жизни его отвергали и не понимали, но после кончины художник получил безоговорочное признание. В наши дни Гогена считают величайшим живописцем своей эпохи.

Хотите ежедневно читать интересные факты и новости из мира искусства? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно узнавать интересные новости из мира искусства :)

ПОДПИСАТЬСЯ