Речь идёт об окне паперти храма Рождества Христова в затопленном селе Крохино. Реставрацией деревянной рамы из этого окна на протяжении 2023 года занимался волонтёр Фонда «Крохино» и профессиональный реставратор Алексей Молчанов. Заглянем в его мастерскую и проследим за кропотливой работой!
Следует сказать, что это последний уцелевший переплёт, в котором ещё видны элементы исторической расстекловки. Сам «рисунок» расстекловки можно рассмотреть на фотографии храма Сергея Прокудина-Горского, сделанной в 1909 году. Даже на этом фото видно, насколько велики эти окна! Высота переплёта - почти 3 метра, ширина - 1,2 метра.
Осенью 2022 года переплёт был аккуратно демонтирован и доставлен в московскую мастерскую. Реставратору предстояло очистить деревянные элементы, удалить гнилые участки древесины, восстановить столярные соединения, восполнить утраченные элементы, собрать переплёт и покрыть старинное дерево консервирующим составом.
«Для механической расчистки древесины от загрязнений, металлических предметов и биопоражений используются скальпель и крацовочная щётка, – рассказывает Алексей Молчанов. – Грязь и наросты лишайника осторожно «выметаются» вдоль волокна. Так были расчищены все 16 подлинных деталей оконного переплёта, и это самый монотонный и длительный этап реставрации».
Поразительно, сколько открытий позволяет сделать процесс реставрации старинного предмета! Среди металлических предметов, которые реставратор извлёк из древесины, были не только гвозди и шпильки, но и... ружейная дробь! Оказалось, что в раме есть место, полностью изломанное дробью, и видно, что стреляли изнутри храма. Когда это произошло, трудно сказать – надо полагать, когда церковь готовили к затоплению или уже затопили...
Кому могло прийти в голову открыть стрельбу внутри опустевшего храма?.. Об этом можно только догадываться. Например, это мог быть охотник, подплывший к храму на лодке или даже заплывший внутрь – был период, когда такое было возможно, поскольку внутри храма стояла вода. Может быть, он куда-то целился, а может, просто палил куда ни попадя – этого мы уже не узнаем…
Но вернёмся к рассказу о работе реставратора. После очистки старинной древесины ему нужно укрепить многочисленные расщепы, сколы и трещины.
«Укрепление подлинной древесины проводится по принципам классической музейной реставрации. Сначала в расщеп или в повреждённый участок подводится 50% водно-спиртовой раствор. Это нужно, чтобы размягчить древесину и обеспечить доступ в её поры укрепляющего клеевого состава. Затем при помощи шприца в расщеп вводится протеиновый клей. Далее укрепляемый участок плотно сжимается струбцинами и оставляется на просушку на сутки. Так укрепляются все значительные расщепы, трещины и деструктированные участки».
Следующий этап реставрации – восполнение утраченных участков и деталей. Почти все столярные соединения рамы оказались разрушены – она держалась в проёме только благодаря штукатурной обмазке вокруг неё. Когда её оттуда вынули, она распалась на составные элементы. В процессе очистки выяснилось, что рама была собрана «на сухую», то есть без клея.
«Мои наблюдения показывают, что в старину деревянные оконные переплёты вообще редко склеивали, – поясняет Алексей Молчанов. – Окно должно было «ходить» в проёме, обеспечивая демпфер для стекла, в него вставленного. Клей же со временем рассыхался или, наоборот, слишком крепко держал соединение. Это могло деформировать раму и повредить стекло, которое стоило дорого. Столяры знали об этом, поэтому монтировали окна при помощи нагелей и клинов, плотно забивая их и закрашивая масляной краской, чтобы защитить дерево от влаги. Окна всегда монтировались в проёмы уже со вставленными в них стёклами и были плотно окрашены. Крохинская рама не стала исключением».
В процессе восстановления целостности артефакта сразу было решено как можно меньше вторгаться в подлинный материал и делать запилы и вставки только там, где это необходимо с конструктивной точки зрения. Все вставки останутся в своих натуральных цветах, чтобы зритель видел, где подлинная древесина, а где «творчество» реставратора. Все вставки смонтированы на легко обратимый клей, чтобы в будущем, если экспонат решат реставрировать снова, их можно было легко удалить. Это и есть основной принцип классическое музейной реставрации!
В окно храма отреставрированный переплёт не вернётся – он станет экспонатом будущего музея Незатопленных историй Белого озера. А по чертежу сохранившейся рамы можно будет воссоздать точные копии переплётов для сохранившихся оконных проёмов храма-маяка.
* Создание Музея Незатопленных историй Белого озера реализуется победителем конкурса «Индустриальный эксперимент» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
***
Подписывайтесь на канал «Крохино. Незатопленные истории» и будьте в курсе самых интересных событий и проектов Фонда «Крохино»!
Мы будем рады, если Вы поддержите работу Фонда по этой ссылке.