Место Марка Твена в пантеоне американской литературы неоспоримо. Он автор, изменивший ход рассказывания историй своим уникальным сочетанием юмора, социальной критики и умения вырисовывать колоритные личности. В то же время, Джейн Остин — бесспорный кумир классической английской литературы, чьи романы о любви, браке и морали до сих пор восхищают читателей своим остроумием и проникновенным анализом британского общества начала XIX века.
Так почему же Твен относился к творчеству Остин с такой открытой неприязнью? Кто бы мог подумать, что создатель непоседливого Тома Сойера и остроумного Гекльберри Финна не нашёл бы общего языка с мастером иронии и психологической глубины? Попробуем разобраться.
Первым и самым очевидным отличием является стиль. Твен был мастером американской разговорной речи и народного языка. Его произведения насыщены живыми диалектическими оборотами, и он с удовольствием исследует окраины социального спектра. Напротив, проза Остин элегантна, взвешенна и изысканна, отражая высшие слои общества.
Твен часто высмеивал аристократические нравы и видел в них лицемерие, пустоту и отвращение, в то время как Остин освещала их с теплотой, размышлениями о морале и чувством долга, хоть и не без иронии. В одной из своих записей Твен отметил: «Каждый раз, когда я читаю `Гордость и предубеждение`, я хочу вырвать из нее все страницы и их сжечь». С таким заявлением трудно предположить, что он был фанатом её хирургически точной социальной насмешки.
Следует упомянуть и разницу в предпочтениях жанров. Марк Твен, писатель-приключенец, любил широкие рамки повествования, динамичное развитие событий, экзотичные места, и, конечно, юмор. Джейн Остин, через свои тонко выстроенные повествования о быте и межличностных отношениях, обращалась к более узкому, но не менее глубокому срезу жизни.
К тому же Твен никогда не скрывал своего презрения к книгам, которые, по его мнению, были наполнены невинностью и приторностью. Остин же, несмотря на свою тонкую игру с социальными конвенциями, в своих романах отмечала и ценила как раз скромность и добропорядочность.
В заключение, причины нелюбви Марка Твена к Джейн Остин могут казаться столь же сложными и многообразными, как и самы литературный гений обоих писателей. Может быть, эта неприязнь — своего рода дань той неповторимой личной искренности, которая заставляет каждого из нас отвергать одно и преклоняться перед другим, в мире, где тома книг — это мостики между эпохами, континентами и душами.