4,1K подписчиков

Когда начнут дешеветь автомобили? Что будет с автомобилями в 2024 году?

18K прочитали

Привет. Пару человек попросило аналитики и я вам ее дам, но затрону и другие аспекты рынка авто. Подписчики моего телеграм канала и чата давно это все знают.

Привет. Пару человек попросило аналитики и я вам ее дам, но затрону и другие аспекты рынка авто. Подписчики моего телеграм канала и чата давно это все знают.  Как купить автомобиль выгодно?

Как купить автомобиль выгодно? Или как делаю я?

Я не буду писать банальные вещи типа успей первым и прочий бред на который не способны даже 1% покупателей, при этом нам, даже это удается. И все это описано в посте.

Другое дело, как вы подходите к покупке авто? 99% не так, как я вижу правильным(я это я, не истина в последней инстанции). Вот пример - вы знаете, что будете покупать машину. Знаете откуда? Ну нужна вам машина, но вы все откладываете в долгий ящик - щас дорого, сегодня не до этого и тд. Купите точно, когда будут удобно - фатальная ошибка! Покупать надо когда выгодно, а не когда удобно. Как понять, когда выгодно? Анализировать ситуацию, читать тех кому доверяете, мыслить. Сложно? На самом деле нет. В течении всего года я всегда говорю так, как оно есть без приукрашивания. Кто-то верит, кто-то нет - это уже другое дело. С 2019 года всем говорил - подорожает. Многие закрыли вопрос с машиной, а многие до сих пор ищут.

Чуть издалека

Я начал заниматься автомобилями лишь по двум причинам.

1. Интересно с детства. Люблю машины и сегодня.

2. Потому что они всегда были для меня дорогими. И разобравшись в этом я так или иначе смогу сэкономить сотню другую тысяч рублей. А эта сотня две (иногда лям или два для других) для меня большие деньги. Поэтому важно было понять, как я их смогу не потерять. И машины ремонтировал сам потому, что ездить в сервисы было для меня дорого.

Оказывается…

Если купит машину вовремя - не приехать первым и не купить быстрее всех самую выгодную тачку, а просто здраво мыслить и оценивать ситуацию, то вы уже сэкономите. Я купил свою БМВ по рыночной цене весной 2023 года и она подорожала на миллион или больше. Почему так? Я понимал, что дальше будет дороже, будет курс валют другой, будут санкции, которые уже были и прочее. Значит надо брать здесь и сейчас и то, на что хватает. Не без окрасов, не самую дешевую, не самую лучшую, а просто:

1. Хорошую. Не битую/не убитую

2. Максимально свежую в мой бюджет

3. С минимальным пробегом в мой бюджет

4. Европейскую, премиум

Почему?

Их не будет у дилеров, а спрос на них будет всегда. Или скажете было время, когда Мерседес/БМВ/Ауди никому стали не нужны? Ну это только в новостях по ТВ. На деле я также отслеживал динамику цен, что подорожало больше, а что меньше. В моменте я покупал Ауди А6 по цене Октавии, так как Шкода уже сильно подорожала, а Ауди еще не настолько. Подорожала и Ауди в будущем. БМВ в моменте подорожала точно не так, как могла, плюс я всегда хотел БМВ, всю свою жизнь! Но я не был готов тратить на нее много денег, поэтому после А6 я решил купить - Мерседес С класса. Снова в моменте(и важное слово здесь - В МОМЕНТЕ) Ауди А4 стали стоить невероятных денег, которых они не стоили(по моему мнению) и мне уже надоел ваг, а Мерседес не успел подорожать. Да-да так бывает и это многим не очевидно, но очевидно мне и всем кто занимается тачками. Таким образом Поттер, которого вы вспоминаете в комментах, и который сюда 4 года не заходил, купил Мерс с пробегом 60.000 км за три копейки. Ауди А4 уже на 300+ тр дороже стоили. Но к моменту, когда я решил купить машину, эти Мерсы, уже стали стоить дороже, чем А4 и цены подошли к BMW G30. Я так же рассматривал BMW G20 - это тройка, но они стоили дороже, чем пятерки или одни деньги. За одни деньги зачем брать машину меньше, подумал я.

Ауди А6 я продал и начал искать себе машину. За несколькими я тупо не успел - супервыгодные. Для понимания что такое выгодная БМВ - 2018 год, 1 хоз, 80.000 км, все ТО у дилера, без окрасов, 2.650.000 рублей. Теперь зайдите на авито и проверьте есть ли такие даже, если тотал из США даже, если пробег 200.000 км+.

Но подвернулась в Челябинске от хорошего известного человека моя БМВ - 2019 год, новой куплена в 2020, 59.000 км, 2.870.000 рублей! Это рыночная цена на тот момент, но с оговорками - она в городе значит на доставку 50.000 рублей не надо(можно вычесть эту сумму из покупки). Не нужно денег и на проверку. Полная история обслуживания у дилера. Здесь и сейчас, меня устраивает цена (хотя я добавил 270.000 рублей от цены за которую в принципе хотел бы купить машину). Но я понимал, что это сегодня кажется невыгодно, а уже через полгода все будет иначе!

Аналитика.

Понятное дело для многих из вас я всего лишь перекуп/подборщик/мамкин блогер. И понятное дело, многие из вас думают, что мы зря едим свой хлеб. На деле же - та самая аналитика это 90% успеха! И это то, что многие не видят в нашей работе. Для многих это - купил дешево, продал дорого. Ну так попробуйте так сделать, у многих ничего не получится потому, что надо анализировать ситуацию и быть в ней каждый день. Что это значит? Надо знать ставку ЦБ, спрос на авто, какие подорожали уже, а какие подорожают в будущем. Надо понимать с каким пробегом взять и в каком состоянии. Пока для одних окрас крыла это ужас, для меня это фигня, у меня дверь покрашена в норму и, что изменилось в состоянии? Нужно уметь перестраиваться, а не следовать догматам 8 летней давности (до сих пор мне ставят в укор, что раньше я говорил не так).

Раньше ты говорил не так.

Раньше и доллар был другой и ситуация, и машин было в 10 раз больше(или в 30), чем сегодня. И да, зачем мне с косяками и окрасами машина за те же деньги, что без косяков и окрасов при том, что у идеальной машины, даже пробег меньше? Сегодня все иначе, выбора нет, нужно уметь подстраиваться, чего многие не хотят. Проще сказать - я не хочу с окрасом крыла машину, чем здраво оценить насколько это критично. Я все так подробно пишу потому, что давно ничего не писал и многие всего этого просто не знают. Именно гибкость и аналитика, дает Вам возможность купить что-то выгодно, а не только - приехать быстрее перекупа по дешевой машине, ведь мы работаем на дистанции. Купить дешево здесь и сейчас и продать дороже - это не то же самое, что купить машину на несколько лет и не потерять деньги, понимаете? С этим разобрались. Не принижайте работу других людей, поверьте, никому просто так с небес ничего не падает. Есть куча ситуаций, когда даже те кто шарят, ошибаются, и попадают на бабки. Поехали дальше.

Когда машины будут дешеветь? И что будет с рынком дальше?

Это самое главное, что интересует многих. Точного ответа, скажу сразу, вы не увидите, но погодите, вы прочитаете мои мысли и аналитику по которой каждый из вас сделает свои выводы.

Чтобы машины подешевели, что нужно?

1. Конкуренция. Когда машин много то и цена идет вниз и наоборот. Конкуренция сегодня есть только в китайских авто и то с оговоркой(о ней ниже в посте).

2. Помимо конкуренции есть еще государство. О чем я? Коммерческий утиль влияет на цену авто не меньше, чем конкуренция. Или когда ты за новую машину(ввезенную) должен заплатить государству 48% и это без учета доставки и прочего, это существенно влияет на цену.

3. Законы. Никто из нас не знает, что придумают завтра! Повторяю - НИКТО. Можно просчитать все, но завтра еще один закон/запрет/ужесточение и прочее, и вся ваша аналитика катится коту под хвост. Возможно вы не в курсе, но я был условно против привезенок по многим причинам, хотя с умом можно было выгодно привезти что-то. Но именно привезенки и привели к коммерческому утилю и ужестоениям. Поэтому вариант привезти - я даже не рассматривал, в том числе из-за юридической чистоты, которую на них не проверить. Рано или поздно могут взяться за любую привезенку дабы пополнить бюджет, для меня это риски, которые я привык минимизировать.

4. Высокая ставка ЦБ и низкий спрос. Это отчасти может дать откат цен, особенно на непопулярные(неликвид) автомобили.

5. Низкий курс валюты. Она напрямую влияет на цены привезенных авто. Но также напрямую она влияет на авто, которые уже продаются в РФ. Почему? Справедливо спросите вы. Отвечу просто - если не понимаете, то зайдите на авито, посмотрите цены, а потом не отталкиваясь от них, выставите свой авто на продажу по старой цене трехлетней давности - это тоже будет справедливо. Не хотите так? Тогда не спрашивайте почему! Не устраивают цены на авто? Начните с себя. Когда я так всем говорю, почему-то никто не вспоминает за сколько он покупал свой авто, и хотят продать по рынку! А когда покупают, то хотят купить по старой цене с вопросом почему подорожало.

6. СВО. Думаю, тут объяснять нечего.

Вот шесть пунктов из которых формируется цена. Может чего упустил, не серчайте, это основа, это база.

Что будет дальше? Давайте по пунктам. Что мы имеем сегодня?

1. Она есть лишь в китайских авто и уже сегодня они сильно дешевле, чем недавно. Появилась конкуренция. Государство пытается сделать так, чтобы мы не покупали привезенки, тем более те, которые продаются официально в РФ (читай этот пост). Но это никак не относится ни к Мерседес, ни к БМВ, ни к Ауди - эти машины не подешевели, а наоборот выросли в цене.

2-3. Никто из нас не знает, что будет завтра. Думать, что станет лучше - не стоит! Всегда думайте, что станет хуже и по факту - это более вероятно. Любой закон или поправка может быть прямо завтра. Так плохо думаете о России? Тогда вот еще вариант, санкции могут быть от Кореи/Японии итд. Именно оттуда едет много авто. Япония уже ввела санкции на гибриды и авто более 1.9л двигатели (могу ошибаться в объеме). Пока одни ликуют - нам пофиг мы через другую страну их привезем, умные понимают - да, привезете, но цена станет другой, а это ведет к подорожанию в конечном итоге. То же самое может случится и с Кореей. Тогда все привезенки станут еще дороже! А может быть такого не будет - здесь говорить о какой-то аналитике - невозможно. И это именно то, почему я не делаю выводов в начале года. Много факторов которые не угадать.

4. Высокая ставка ЦБ. Она мешает продажам, а значит в моменте, где-то авто могут подешеветь! Это не значит, что вы проснулись, а все тачки в РФ стали дешевле на 500.000 рублей из-за ставки! На китайские авто льготные условия и что с того? Они смогли их продать в нужных объемах? Не смогли! (та самая оговорка про которую говорил)

НО! Где-то, что-то может быть, можно купить выгоднее, чем раньше. Чтобы это сделать нужно понять жопу с дивана, провести аналитику, понять в каких городах, что изменилось. И да, от города к городу цены могут быть разными в том числе из-за спроса. Пример? Много автомобилей мы привезли из Иркутска - там ваг и БМВ оказались никому не нужны и стоили сильно дешевле, чем в Челябинске! Но другой вопрос - готовы ли лично Вы поехать за 3.5-5.000 км за машиной, даже если это выгодно? Поэтому, просто так, вы тоже не сэкономите, для этого нужно что-то делать.

5. Пока мы видим обратную тенденцию и я не вижу почему должно стать иначе. Однако, раз в год и палка стреляет. Мы живем во время когда сложно наверняка о чем-то сказать. Я могу лишь предполагать и рисковать, а оправдается мой риск или нет сказать на 100% я не могу. Если вдруг курс просядет, нужно сразу решать вопрос с машиной тем людям, которые собираются ее купить в ближайшем будущем(это просто как вариант).

6. Мы видим, что ничего не закончилось и все продолжается. Так же мы видим цены на нефть и объем ее продажи, как и газа. Я не политик и не экономист, но я все это анализирую, чтобы понять, чего ждать. Многие наверняка ни за чем не следят, и считают, что это все чушь, но это тоже важная аналитика, которая помогает хоть что-то прогнозировать недалеко вперед.

Что мы имеем в сухом остатке?

Нужно пристально и каждый день следить за новостями, курсом валют, ставкой ЦБ, ценами на авто и тд. Только так можно анализировать. Я не говорю, что я истина в последней инстанции, но кто в курсе, что с Рольфом? Без конкретики, но новости про это были. Какой вывод можно было сделать на основании новостей? Нужно смотреть что будет, тем более до НГ. И вот Рольф, который продавал все за очень дорого в кабальный кредит, стал продавать машины за наличку и без допов! При этом со скидкой до 500.000 рублей(которую видел лично я). Новый год, планы горят, нужны продажи, шли навстречу! В этот момент, уже можно было сэкономить и купить тачку с дисконтом, а кто этим воспользовался? Вот вам простой вариант фразы - В МОМЕНТЕ, о которой я писал выше, и для чего нужно следить за всем происходящим. Как там дела у них после НГ - я не знаю. Может быть так же, а может быть уже и нет!

Китайские авто - дешевеют. Не все!!!! Не у всех!!! Не во всех городах!! Но это факт! Вы скажете на кой хрен мне китайский авто за 1000 км? А если от твоего города разница в цене - 700.000 рублей ты не готов взять на работе два выходных и сэкономить? Тогда ты очень хорошо зарабатываешь или просто, как я не смотришь на китайские авто совсем. Но, если вы хотите купить такой авто, то думайте, как не потерять свои деньги. Может быть, что через месяц они станут еще дешевле и вы зря суетились? Вполне может быть! Но это все равно лучше, чем если бы вы купили такой авто несколько месяцев назад. Поймите, нет единой таблетки от всех болезней!

Возможность покупки.

Это важная составляющая. О чем я? Есть ли деньги у населения на такие крупные покупки? Повторюсь, те люди, которым была нужна машина, решили этот вопрос раньше, за более вменяемые цены на авто и кредиты.

Первое, что напрашивается - денег нет! Но, давайте будем честны, это не совсем так! В 2019 году с первых подорожаний, лично я думал, у народа нет денег на авто! И если все вырастет кратно, то просто не будут покупать! Что мы по итогу имели? Сметали все и за любые деньги! Оказалось - деньги есть, но и ставка ЦБ была низкой.

Сейчас мы проходим, по своей сути, точно такой же этап. Машины и угоняют и разбивают, поэтому их все равно будут покупать. Но рынок это не просто кривая только вверх, всегда есть взлеты и падения и это важно. Сейчас мы находимся в падении.

Паника.

Помните, как многие телевизоры скупали? А потом не знали, что с ними делать. С машинами аналогично. Паника на взлетах цены и на падении. На этом можно сделать выгодную покупку для себя! На взлете, если нет нужды, можно ничего не покупать, а на падении, можно купить выгодно для себя на долгий срок, а не на перепродать сиюминутно. Но, в России часто люди впадают из крайности в крайность.

Прошу не путать с повышением цены в ковид, и почему я говорил берите тачки щас! Почему? Потому что если проанализируете цены тогда, даже на пике, и сегодня даже на падении, то окажется, что цены на пике тогда, это сильно дешевле, чем дно сегодня и тогда было очевидно, что будет именно так, а не иначе!

То есть нужно хоть чуть-чуть понимать, почему дорожает и какая тенденция будет далее! В ковидные времена и во времена дефицита чипов, цены шли вверх и не могли стать дешевле, потому как спрос был выше предложения и значительно. Люди месяцами ждали новые авто и были готовы их покупать с допами и наценками, лишь бы вообще купить хоть что-то. Сегодня, согласитесь, ситуация уже в корне другая. И даже тогда, цены были на пике, а потом был спад. За любым спадом всегда идет подъем. Мы проходили это уже так много раз, что не сосчитать. Просто для этого все, что я написал надо размазать на 4 года, а любые статистические данные сегодня хранит интернет.

7. Добавляю еще один пункт - регуляторы. Выше я написал одно, а бывает и иначе. Государство поддерживает бизнес. Наверняка вы слышали в новостях, что государство поддерживаем малый бизнес. Что в вашем понимании малый бизнес?

Если вы не в курсе, то вот, что такое малый бизнес - в этот список попадает любой бизнес, который подходит по параметрам: доход меньше 800 млн рублей в год, а в штате не больше 100 сотрудников.

Наверняка в вашей голове малый бизнес - это совершенно другие суммы. Так вот, когда в экономике происходят различные спады, то государство помогает малому и крупному бизнесу. Условно владельцы магазинчиков это микро или нанобизнес - им не помогают. Зачем я это пишу? А затем, что если образуется какая-то попа в какой-то сфере, то государство может помочь этому бизнесу разными способами. Например, субсидировать некоторые продажи. Условно за каждый проданный авто государство вернет производителю 500 тр и тогда авто станет дешевле на эту сумму (все условно). Различные госпрограммы - первая семья и бла бла бла.

Как это работает на деле? Дилеры выкупали бу авто. Но в какой-то момент выкуп отечественных авто и китайцев встал на стоп, или выкуп только за гроши, за которые вам никто не продаст машину. Почему? Потому что их можно выгодно купить новыми - выгодно, по сниженной кредитной ставке либо рассрочке, или как первый авто и тд, а бу будет продаваться по обычным условиям. И зачем брать бу за 1.1 млн который превратиться в 2 млн, если можно купить новую за 1.2 млн которые превратятся в 1.25 млн? Поэтому и не выкупали эти авто или за гроши.

Опять же, на волне спада продаж авто, мы не знаем, поддержит их государство или нет. Некоторые методы поддержки уже видны, но пока они не дали результатов которых бы хотелось видеть. Значит могут еще поддержать разными способами которых очень много.

Повышение цен.

Мне когда-то написали - ты думаешь цены будут расти вечно, ведь это невозможно! Но на самом деле так работает экономика - инфляция и другие факторы. В РФ цены растут всегда и я не про машины, а в целом про все. Согласны?

С чем мы имеем дело сегодня?

С одной стороны спад продаж, который мы проходили, уже сотни раз. С другой стороны это можно сравнить с бегом на 100 метров. Есть мировой рекорд и превзойти его можно, но “выше головы прыгнуть нельзя”. Есть некая точка цен при которой все “перестанет работать” и глядя на нынешние цены, мне кажется, что мы рядом (однако повторюсь, я и раньше так думал, а все еще подорожало). При этом есть регуляторы, субсидии и куча других факторов которые заставляют “крутиться винтикам” непрерывно.

Я вас запутал.

Я сразу написал, что ответа на вопрос - что будет дальше, у меня нет! Слишком много “неизвестных” для меня в этот раз. И я все еще жду каких-то изменений в автосфере, и как мне кажется, именно из-за них у меня сложится какое-то понимание. Но в начале 2024 года таких изменений я не жду. А может и вовсе ничего не изменится, тогда понимание тоже будет, но опять же не в начале 2024 года. Нужно время.

Вот что еще вам нужно знать. Покупать нужно на спадах, а продавать на подъемах. банально - согласен! Но вот вы знаете, что сейчас спад в автобизнесе, значит условия будут более выгодные. Может стать еще выгоднее? А почему нет. Может стать дороже уже завтра? Да, может, по разным причинам, которые прямо сейчас для вас(и для меня) могут быть неочевидными.

Игра в долгую.

Чуть выше я писал, что все только дорожает и это просто аксиома, с которой, почти невозможно поспорить. Особенно хорошо это видно на графике цен, график делать не буду, но опишу. Например, на бу авто какой-то определенный мы имеем цену в 1 млнр. На пике подорожания она дошла до 1.5 млнр. Дальше спад до 1.3-1.35 млнр. Потом снова подъем, но уже до 1.8 млнр, а потом спад до 1.5 млнр.

Мы увидели два подъема и два спада. Но во втором спаде цена такая же, как пик первого повышения - понимаете? То есть на дистанции выгодная машина это та, которую ты просто вовремя купил и не более того. И такую ситуацию мы видим с 2019 года. Все это время были спады и повышения, но общий график именно такой, а еще проще это увидеть по моим постам разных лет, где есть реальные цены на авто.

Вот так кратенько я описал некоторые процессы авторынка РФ. Уверен, многое я упустил и про многое забыл. Но в целом, вы все это можете перепроверить. Вся статистика в открытом доступе, авито работает для всех, посты прошлых лет в моей группе вк и телеге никуда не делись, со всеми ценами и прочим. Да, процесс сложный, но именно этим в том числе, занимаются люди, которые работают с автомобилями. И главное не паниковать попросту и анализировать ситуацию.

Но повторюсь, были ситуации, когда надо было паниковать и сметать все пока было дешево и был выбор, например, тот же самый 2019 год. Сегодня я не могу (в данный момент) сказать тоже самое.

Какие авто стали продаваться на более выгодных условиях?

В первую очередь те, которые везли на продажу из разных стран. Не забываем, что многие везут авто для себя(из-за рубежа), а не покупают их на внутреннем рынке. Таким образом мы имеем спад продаж внутри страны, но это не говорит о том, что машины не покупают вовсе. Именно в том сегменте цен, по которым автомобиль можно привезти из-за границы, и есть просадка продаж внутри страны. Простым языком, условно 5 млнр - это или что-то премиальное слегка бу с минимальным пробегом из Кореи или новый китаец. Как видите, продажи китайцев просели.

Второй пример. Условный Зикр или Лисян, который уже в РФ продается или который можно привезти на более выгодных условиях, что выберут люди? Часто то, что просто выгоднее, а значит внутри страны на такие дорогие и не самые выгодные позиции могут быть скидки и они уже есть. Я рассказывал, что и по себестоимости их продают порой, и в минус, чтобы просто вернуть свои деньги. Иногда выгоднее может быть купить внутри страны.

Недорогие автомобили стоимостью до 1 млн рублей - как брали, так и берут. Да, быть может в таком бюджете тоже есть какой-то спад, но в целом, по дешевкам всегда есть некая стабильность. Не принимайте фразу дешевка близко к сердцу, просто таков рынок сегодня, а эти самые дешевки порой подорожали чуть ли не более других авто.

Но стоит только курсу доллара подняться до 120 рублей, я уверен, многие дорогие авто внутри страны тут же будут проданы потому, что выгоды их покупать из-за границы не станет. И так мы ходим по кругу каждый раз:)

Я всем всегда говорю - если тебе нужна машина, то покупай.

Если нужна здесь и сейчас и даже, если это не совсем выгодно и тд, то покупай все равно. Иначе какой у тебя выход? Такси/каршеринг? Это никогда не выход. Поэтому для многих вся моя аналитика ничего не даст потому, что ситуации в жизни бывают очень разные. Именно так порой и покупают новых китайцев, от безысходности а условия кредита там получше будут.

Всем спасибо за внимание и до новых встреч.