Как социальный юрист я высказалась по данной проблеме здесь и здесь.
***
Итак, с позиций даже не только психологии и медицины, но с позиций здравого смысла хорошо прошедшие роды - это такие роды, при которых не получили вреда жизни и здоровью ни мать, ни ребенок. Думаю, вы со мной в этом моменте согласитесь.
При этом надо учитывать, что такое здоровье согласно официально принятому определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): напомню, это состояние физического, психического и социального благополучия. Ни мама, ни малыш не должны получить в родах ущерба каждому из видов благополучия.
И сейчас я еще раз хотела бы, чтобы вы, дорогие читатели, не забывали о том, что у нас в постсоветском обществе до сих пор не снята проблема бытовой мизогинии. Об этом явлении я писала у себя на профессиональном сайте. Если совсем коротко: бытовая мизогиния - это отношение общества к женщине как к человеку "второго сорта" (да что там говорить - хорошо, если как к человеку вообще). То есть часто к родам женщина подходит уже в сильно униженном и психологически истощенном состоянии, испытывая стыд и вину (спойлер: эти чувства ложные и токсичные!) просто за то, что она принадлежит к своему полу.
И тут ей медработники добавляют этих самых токсичных стыда и вины за то, что она даже не "не хочет", а порой по показаниям не может родить физиологически. "Даже со своим природным предназначением не можешь справиться". Спрашивается: в таком состоянии откуда - откуда, Карл?! - женщина должна взять силы ухаживать за малышом?
Я уж молчу, что токсичный стыд и токсичная вина прививаются в нашем обществе по сей день тем людям (вне зависимости от пола), которые в принципе хоть в чем-то показали, что они "не из большинства".
Итак: имеем женщину, которая обременена троекратным стыдом и троекратной виной - фактически ни за что. (На самом деле стыдно за то, что она испытывает эти ощущения, должно быть руководству соответствующей общественной группы.) В чем сложность, чтобы через выказывание даме уважения в том, что она лучше знает собственное тело, дать ей право выбора способа родов? Тем самым будет сделана малость, minimum minimorum* для того, чтобы уменьшить у этой женщины ощущения стыда и вины и прибавить ей сил и уверенности в уходе за новорожденным малышом.
***
Достижения подотрасли психологии под названием "возрастная психология" тоже не стоит сбрасывать при этом со счетов. Целью медиков, занятых принятием родов, должно быть обеспечение возможности для матери в первые хотя бы полгода жизни малыша быть не просто с ним рядом - быть с ним в симбиозе. Это требует, что ни говори, огромных душевных сил со стороны мамы, особенно если до рождения ребенка она была независимым и самодостаточным человеком (что в полной мере вряд ли, по причине все той же бытовой мизогинии). Ведь именно в эти первые полгода жизни малыша закладывается основа гармоничной человеческой привязанности. От типа привязанности (будет она гармоничной или дисгармоничной) потом оказывается зависимой и карьера, и личная жизнь выросшего ребенка. И неуважением к мнению женщины относительно того, каким способом она готова обеспечить ребенку здоровье, фактически размывается фундамент, на котором потом будет стоять строение под названием "судьба ребенка". Рожающая мама заслуживает поддержки, а не унижения; отношения к себе как к личности, а не как к сосуду, который вынашивает нового человека. Так зачем лишать ее права выбора, тем более что речь идет о ее теле и ее мышлении?
***
Как психолог я была бы за подход "сначала проработать свои личные проблемы и травмы с психотерапевтом, а потом уже рожать", кабы не одно очень серьезное "но". Где найти этого самого хорошего (хотя по факту - нормального) психотерапевта, который под проработкой проблем и травм будет понимать опять же уважение к особенностям личности конкретной клиентки, а не "впихивание" этой клиентки в рамки устаревших или изначально неверных стереотипов и шаблонов? Например, как вам психолог, который с порога говорит беременной (!) клиентке, что будет ей помогать не ради нее и ее эгоцентризма, а ради счастья ее ребенка, которого - счастья - он без этого психолога с такой матерью не получит? (Реальный случай, если что, я была свидетелем этих слов.) В современных условиях, когда в России - до сих пор - нет адекватного нормативного правового акта о психологической помощи, поиск понимающего и принимающего психолога для проработки проблем превращается в самый настоящий квест по спортивному ориентированию в джунглях. Поэтому решение о поддержке будущей мамы зачастую приходится принимать акушерам-гинекологам хорошо, если до родов, а не во время. Так почему бы совместно с будущей мамой не выработать оптимальный план родов, при которых не пострадает ее психическое здоровье, да и физическое тоже?
***
В общем, как ни крути, а без юриста нам здесь никак не обойтись. И законодательство об охране здоровья в части родовспоможения должно срочно меняться - с целью учета того обстоятельства, что мать тоже человек, и о ее здоровье и его сохранении надо активно заботиться не в меньшей степени, чем заботятся о здоровье ребенка. Даже более того: забота о здоровье и благополучии матери в родах должна быть больше, ибо именно мать как "сильный субъект" должна обладать ресурсами для поддержки "слабого субъекта" в лице своего ребенка в период новорожденности, грудничковом и раннем возрасте. До первого "я сам".
***
*Минимальный минимум, "программа минимум" (лат.)