Максвелл Лемюэль Роуч (8/10 января 1924 - 16 августа 2007) - американский джазовый барабанщик и композитор, пионер бибопа. Он работал во многих других стилях музыки и считается одним из самых значительных барабанщиков в истории. Макс работал со многими известными джазовыми музыкантами, включая Клиффорда Брауна, Коулмена Хокинса, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркера, Майлза Дэвиса, Дюка Эллингтона, Телониуса Монка, Эбби Линкольна, Дайну Вашингтон, Чарльза Мингуса, Билли Экстина, Стэна Гетца, Сонни Роллинза, Эрика Долфи и Букера Литтла. Он также играл со своей дочерью Максин Роуч, скрипачкой, номинированной на Грэмми. Он был введен в Зал славы журнала DownBeat в 1980 году и в Зал славы журнала Modern Drummer в 1992 году.
В середине 1950-х годов Роуч возглавил новаторский квинтет вместе с трубачом Клиффордом Брауном. В 1970 году он основал ансамбль ударных инструментов M'Boom и сделал множество заявлений, связанных с движением за гражданские права.
Роуч начинал как барабанщик с традиционным хватом, но по мере развития карьеры стал использовать и параллельный хват.
Самые значительные инновации Роуча пришлись на 1940-е годы, когда он вместе с Кенни Кларком разработал новую концепцию музыкального времени. Отбивая ритм в размере 4/4 на райд-тарелке, а не на грохочущем бас-барабане, Роуч и Кларк разработали гибкий, плавный ритмический рисунок, который позволял солистам играть свободно. Это также создавало пространство для барабанщика, который мог вставлять драматические акценты на малом барабане, крэш-тарелке и других компонентах ударной установки.
Согласовывая ритмическую атаку с мелодией, Роуч привнес в игру на барабанах новую тонкую выразительность. Он часто смещал динамический акцент с одной части ударной установки на другую в течение одной фразы, создавая ощущение тональной окраски и ритмической неожиданности. Роуч говорил об уникальной позиции барабанщика: "Нигде больше один человек не играет всеми четырьмя конечностями".
Сегодня это обычное явление, но когда Кларк и Роуч представили эту концепцию в 1940-х годах, она была революционной. "Когда первые записи Макса Роуча с Чарли Паркером были выпущены Savoy в 1945 году, - пишет историк джаза Берт Коралл в Oxford Companion to Jazz, - барабанщики испытали благоговение, недоумение и даже страх". Один из таких барабанщиков, Стэн Леви, так подытожил значение Роуча: "Я понял, что благодаря ему игра на барабанах больше не была просто отсчетом времени, это была музыка".
В 1966 году, записав альбом Drums Unlimited (в который вошли несколько треков, полностью состоящих из барабанных соло), Роач продемонстрировал, что барабаны могут быть сольным инструментом, способным играть темы, вариации и ритмически связные фразы. Роуч описывал свой подход к музыке как "создание организованного звука". Стиль Роуча оказал большое влияние на нескольких джазовых и рок-барабанщиков, в частности, Джо Морелло, Тони Уильямса, Питера Эрскина, Билли Кобэма, Джинджера Бейкера и Митча Митчелла. Композиция "The Drum Also Waltzes" часто цитировалась Джоном Бонэмом в его барабанном соло в "Моби Дике" и пересматривалась другими барабанщиками, включая Нила Пирта и Стива Смита. Билл Бруфорд исполнил кавер на эту композицию на альбоме Flags 1985 года.