Найти тему

Можно ли выворачивать руль на автомобиле до упора? Особенности эксплуатации рулевого управления ЭУР, ЭГУР, ГУР.

Давно хотел написать статью о том, можно ли выворачивать руль на автомобиле до упора или нельзя. Я часто встречаю мнение, что нельзя, однако это не так.

Вообще, это философсикй вопрос о том, как понимать саму трактовку "можно ли"? Если говорить об обычной эксплуатации, то ничего не случится, а если вы хотите вывернуть до упора, оставить так на долгое время, а потом с педалью в пол на асфальте стартануть, тут уже, наверное, не имеет смысла читать подобные статьи.

Давайте разберёмся конкретней. На современных автомобилях устанавливается по бОльшей части 3 типа усилителей рулевого управления: ГУР (гидравлический усилитель рулевого управления), ЭГУР (электрогидравлический усилитель рулевого управления), ЭУР (электрический усилитель рулевого управления). Почему я начал именно с усилителей рулевого управления, да потому что корень вопроса "Можно ли выворачивать руль на автомобиле до упора" связан именно со страшными (иногда) звуками при полном вывороте руля, которые издают усилители рулевого управления, а именно ГУР или ЭГУР.

ГУР (Гидравлический усилитель руля)

Старая, но очень информативно понятная схема ГУРа
Старая, но очень информативно понятная схема ГУРа

Не будем вникать глубоко в составляющие этой системы. Давайте сразу ответим на вопрос, что именно и почему издаёт такие странные звуки при вывороте руля до упора.

Когда вы крутите руль в одну из сторон, то клапан в системе открывается и жидкость ГУР начинает поступать в одну из гидравлических камер вашей рулевой рейки (в зависимости от направления поворота руля)

Более подробная схема. Тут показана ваша рулевая рейка с гидравлическим усилителем руля
Более подробная схема. Тут показана ваша рулевая рейка с гидравлическим усилителем руля

Когда вы докрутили руль до упора, то ваш гидроусилитель продолжает "усиливать", но вот колёсам крутиться уже некуда, и именно в этом моменте открывается перепускной клапан, который сбрасывает избыточное давление в системе, чтобы ничего не оборвало. В этот момент магистрали распирает от давления (но они на это рассчитаны), здесь создаются те самые шумы и звуки, которые вы слышите при полном вывороте рулевого колеса.

Если кратко подытожить, то при полном вывороте рулевого колеса на автомобилях оснащёнными ГУР и ЭГУР, начинает воздействовать сильная нагрузка на магистрали вашего усилителя рулевого управления. Данная нагрузка рассчитана с завода и никак не может навредить общей системе при обычной эксплуатации. Однако, когда ваш автомобиль уже в возрасте, то все магистрали изнашиваются (резина черствеет, соединения могут ржаветь) и давление может их повредить... Хочется подметить, это НЕ значит что руль вам нельзя выкручивать до упора на старых автомобилях, если у вас оборвало какую-то магистраль, значит пришло её время и пора заменить.

В случае если вы эксплуатируете ваш автомобиль не штатно, т.е. долго (более 30 секунд) и часто удерживаете руль в крайнем положение, да ещё и начинаете движение с резких пробуксовок (особенно на переднем приводе), то тут для вас у меня плохие новости. Если вы ожидаете, что ничего не случится при такой эксплуатации - увы... колоссальная нагрузка начиная от приводов и КПП, заканчивая тем самыми гидроусилителем.

Эксплуатируете свой автомобиль правильно и ничего с ним не случится!

Авто
5,66 млн интересуются