Когда ведешь с ним беседу, попадаешь в мир, где правит свобода, талант, труд, доброта, искренность и благодарность. Удивительный эффект: только подумаешь о том, чтобы задать вопрос, а он на него уже отвечает. Потрясающая способность чувствовать мысли! Когда он играет, меняется пространство. Звуки саксофона погружают в реальность, где все иначе: запахи, ощущения, мысли.
Все это об Алексее Геращенко — профессиональном музыканте, резиденте Клуба Козлова, участнике и лауреате всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Алексей принимал участие в телепроектах «Один в один. Народный сезон» и «Ну-ка, все вместе!» на канале «Россия-1».
Алексей поет и играет на фортепиано и саксофоне, баяне, гитаре, трубе. Он может исполнять шансон, может — эстрадные песни, но его любовь — это джаз. Мы поговорили с Алексеем о роли музыки в его жизни, о профессиональном пути, о том, что музыка для него — это все: хобби, работа, сама жизнь. Беседа получилась новогодней не только потому, что это был конец декабря и мы сидели на втором этаже джаз-клуба Алексея Козлова за столиком, украшенным елочными композициями, а за окном шумела предновогодняя Москва. Для меня она получилась новогодней потому, что была совершенно волшебной. Буду рада, если и вы увидите в ней чудеса.
Борисоглебск, Воронежская область
Его первым музыкальным инструментом была крышка от сковородки. Маленьким он бил ею по полу и говорил, что это музыка. Он обожал ходить вместе с мамой в гости к соседке, которая жила этажом ниже. У нее было фортепиано!
«Для меня было великим блаженством идти вместе с мамой пить чай к тете Гале. Мне открывали инструмент, и я нажимал на клавиши, пытался извлекать созвучия, хотя еще не знал, как устроен инструмент, музыка. Всякое нажатие, прикосновение к клавиатуре было для меня несказанным удовольствием».
В три с половиной года Алексей пошел в музыкальную школу учиться по классу фортепиано. И тогда инструмент появился у них дома. Поднимая фортепиано на пятый этаж, папа Алексея со своими подчиненными немного жалел о том, что мальчик не выбрал скрипку.
Алексей с детства любил петь. Однажды мама ушла в магазин, оставив мальчика с папой. Когда она вернулась, застала такую картину: сын в слезах, отец на грани истерики. Оказалось, сын пел песню «Огромное небо — одно на двоих» и попросил папу спеть вместе с ним. Но тот пел «неправильно», по мнению Алексея, чем и довел ребенка до слез.
Дома пели под магнитофон, в путешествиях из Воронежа в Сибирь — под автомагнитолу. Всей семьей слушали доступную в 1980-е годы западную музыку, добрый, романтический советский шансон: Шуфутинского, Токарева, Звездинского. Алексей знал все папины кассеты наизусть. Этот опыт обеспечил ему двойную плату за исполнение музыки во времена, когда он играл в ресторанах. «Откуда вы знаете эти песни?» — спрашивали его мужчины вдвое старше него, а он отвечал: «Из детства, благодаря поездке в Сибирь».
«Моя мама очень хорошо поет. Она пела, когда готовила еду, когда убирала в квартире, вязала. А еще меня просили спеть папины друзья, участники эфиопской войны 1978–1979 годов. Я обожал, когда к родителям приходили друзья. Они закрывались на кухне, рассказывали истории. Звали маленького меня с собой, я пел афганские песни. Это целый пласт, знакомство с которым помогло мне потом в работе. Несмотря на то что я с детства любил слушать джаз, петь приходилось разное».
Липецк
До семи лет Алексей учился в музыкальной школе, а после уехал в Липецк. В Борисоглебске не было школ для слабовидящих, поэтому родители приняли решение отдать Алексея в липецкую школу-интернат.
«Я приезжал домой раз в две недели. Приезжали и родители ко мне. Я с восторгом вспоминаю, как вся семья: мама, папа, старший брат, потом и младший — приезжала ко мне. Мы снимали гостиницу, ходили гуляли, ели мороженое, кормили уток на пруду, катались на колесе обозрения».
В школе работали прекрасные учителя, ребята занимались спортом. Алексей дважды становился чемпионом Липецкой области среди незрячих лыжников-юниоров, трижды — чемпионом по легкой атлетике. Обучение длилось 12 лет в связи с тем, что в 11–12-х классах дети проходили профильную подготовку для дальнейшего обучения в медицинском училище. Алексей тоже проходил ее, но медицинские знания и навыки массажиста, которые он тогда освоил, оставил «для семьи». Его профессией стала музыка.
При интернате была музыкальная школа, Алексей окончил ее по классу баяна. Также в школе он играл на трубе, пел в народном и академическом хоре, участвовал в вокально-инструментальном ансамбле. Как вольный слушатель посещал эстрадное отделение музыкального училища, в том числе слушал лекции по истории джаза.
Благодаря участию в ансамбле познакомился с ребятами, которые стали его лучшими друзьями и наставниками: научили пользоваться оборудованием, на ощупь настраивать микшерные пульты, подключать аппаратуру для концертных выступлений, разбираться во всех тонкостях настройки.
«Это несказанно помогло мне впоследствии. Долгое время я работал на свадьбах, в клубах, организовывал мероприятия под ключ, занимался арендой звука, света. Я несказанно благодарен ребятам, которые меня в шутку называли питомцем, за нашу дружбу и за знания».
Москва
«Полет, блаженство. Я на сцене — дома», — так Алексей ощущает себя во время выступлений сегодня. Совсем иначе дело обстояло в 1993 году. Открытый международный конкурс «Музы и дети». Алексей выходит на сцену, чтобы сыграть на трубе. Руки трясутся. Звук трубы от этого тоже дрожит. Члены жюри, конечно, дали ему диплом, но сказали: надо научиться владеть собой. И он учился, в том числе участвуя в конкурсах.
Через месяц после того выступления в Москве прошел первый международный музыкальный юношеский конкурс среди инвалидов имени Луи Брайля — основателя рельефно-точечной системы написания и чтения для незрячих людей. На этом конкурсе Алексей получил третью премию, размер которой составлял 200 долларов — большая сумма по тем временам. Гала-концерт участников прошел в Колонном зале Дома союзов. Потом было много различных городских, областных и всероссийских конкурсов.
В 1998 году состоялось памятное и во многом определяющее для Алексея событие — международный фестиваль «Звезды мира — детям», который учредило ЮНЕСКО. Хедлайнером фестиваля стала Монсеррат Кабалье. Талантливые дети со всей России и из ближнего зарубежья приехали в Москву на две недели. Они жили в гостинице «Россия-2», посещали мастер-классы, которые проходили в Московской консерватории и Академии музыки Гнесиных. Организовывали джемы, посещали лекции.
«Каждый вечер участники собирались в зале, в котором стоял рояль. Мы знакомились, создавали коллективы, играли, устраивали джемы. И параллельно готовились к большому отчетному концерту, который состоялся в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории. А финалом всего мероприятия стало выступление на одной сцене вместе с Монсеррат Кабалье. 31 июля 1998 года в составе сводного хора мы выступили на Соборной площади Кремля. Это был праздник звука, праздник духовности и единения. Все это было невероятным опытом, я повысил профессионализм, заявил о себе. И руки перестали дрожать во время выступлений».
В конце 2017 года Алексей переехал в Москву. И тут главным стал джаз. Впервые Алексей услышал его лет в пять. Это была совсем другая, не похожая ни на что музыка. Он изучал джаз, пытался его петь и играть во время выступлений со школьным ансамблем. Но всерьез взялся за эту музыку лишь в Москве.
Здесь Алексей познакомился с замечательными саксофонистами. У некоторых брал частные уроки — например, у Константина Сафьянова, который долгое время играл в оркестре Игоря Бутмана.
Сегодня Алексей играет в основном на саксофоне и фортепиано, а также поет. Он репетирует и регулярно выступает в Клубе Алексея Козлова, где чувствует себя дома. Алексей говорит:
«Это место силы. Я провожу тут очень много времени. Люди, которые здесь работают, люди, которые приходят сюда, звуки, запахи, атмосфера — все это часть моего большого дома под названием Музыка».
Алексей говорит, что очень любит жизнь и невероятно за все благодарен. Он мечтает выступить с большим джазовым или симфоническим оркестром, спеть в Карнеги-холле или Альберт-холле что-то джазовое, а может, популярное, и тогда — непременно с Андреа Бочелли.