Найти тему

На что тратила деньги Екатерина II

Сейчас в Эрмитаже проходит несколько временных выставок, одна из них посвещаня Севрской мануфактуре.

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

«Севр – это явление культуры, которое включает в себя и производство, и подражание, и соревнование (сделать не хуже), и замену разбитой посуды, и подделки, и сознательные фальсификации, и всю историю бренда и стиля, которые называются СЕВР, – говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – При таком историко-культурном подходе любая вещь становится интересной. И такими их и делают авторы выставки»

Среди основных шедевров на выставке представлены предметы из подарочного сервиза Григория Потёмкина. «Сервиз с камеями», был по заказу Екатерины II.

А так же сервиз мадам Дюбарри, фаворитки французского короля Людовика XV, о которых недавно вышел художественный фильм.

Главной задачей экспозиции Эрмитаж ставит показать контраст между шедеврами Севра и подражаниями им.

Вполне закономерным представляется и максимально точное копирование севрских образцов, которое происходило на Императорском фарфоровом заводе с XVIII и до начала XX века. Имитации создавались не с целью фальсификаций, а для совершенствования собственного мастерства или восполнения утрат. Доделки знаменитых севрских посудных ансамблей продолжались на протяжении всей истории Императорского завода. Ещё в начале XX века изготавливались изделия в подражание Зелёному сервизу и сервизу «Листья капусты».

Наш современник, выдающийся исследователь Антуан Альби, долгие годы заведовавший химической лабораторией на Севрской мануфактуре, утверждает: «В наши дни, на сто предметов, носящих марку Севра, девяносто являются подделками или вызывают сомнения». Чаще всего учёным приходится иметь дело с подражаниями, доделками, поздними дополнениями старых изделий новым декором.

Трудности в атрибуции существовали всегда, поэтому любые «работы над ошибками», как в виде выставок, так и в виде конференций, лекций и публикаций, крайне важны. В последние десятилетия, благодаря открытости мирового культурного сообщества, развитию интернета, получению высококачественных изображений, появились недоступные исследователям в прежние годы массивы информации. Экспозиция в Синей спальне Зимнего дворца – ещё одна попытка привлечь внимание к проблеме атрибуции копий и имитаций изделий знаменитой Севрской мануфактуры.

-2
-3