Найти тему
История таблетки

Лекарственные «провалы» XXI века. Что пошло не так? Часть первая.

Итак, товарищи, вот и пришёл новый, 2024 год, с чем вас и поздравляю. Огромное спасибо, что читаете, подписываетесь, активно комментируете и критикуете. Без Вас за два года сорок тыщ канал одиночного автора, без медийной поддержки и «коллабораций» в жизнь бы не набрал. Низкий поклон.

Здоровья и оптимизма, бодрости духа и крепче цепляться за жизнь! Вытащили мы с вами такой шикарный лотерейный билет – появиться на свет, так надо им сполна воспользоваться, не просадить (пропить-прокурить-пролежать) впустую. Только от нас наше же здоровье и зависит, лекарства, процедуры и медицинские методики – лишь поддержка и помощь.

А вот так не надо. Прыжки для "пожилых" суставов не лучшее упражнение.
А вот так не надо. Прыжки для "пожилых" суставов не лучшее упражнение.

В такую вот философию потянуло в первой статье года. У фармацевтики (не путайте эту сферу производства и бизнеса с наукой фармакологией) в глобальном смысле своя философия тоже есть, даже две – помочь человечеству избавиться от недугов и при этом заработать денежек. Желательно, деньжищ. Вот и все смыслы, порой друг другу противоречащие. Как так?

Допустим, открыла некая фармкомпания N средство от диабета первого типа. Кардинальное, восстанавливающее полностью поджелудочную железу (такого, к сожалению, нет). Человечеству – счастье. А скольким уважаемым людям, производящим инсулин, такое новшество ударит по прибылям? Проблемы с сосудами и сердцем, аутоиммунные и онкозаболевания – области для фармакологии крайне выгодные, если исчезнут – многие кошельки «похудеют». Да вспомните недавнюю «вирусную историю» - сколько тонн ненужных лекарств было под шумок втюхано , причём, не отдельным гражданам, а целым государствам?! Вон, французы заявили, что противомалярийный гидроксихлорохин (плаквенил), каким-то лешим проникший в схемы лечения, сгубил своими «сердечными побочками» не одну тысячу заболевших. Госстандарты лечения менялись чуть ли не ежемесячно, закупки велись многими тоннами… Как тут в теорию заговоров не поверить?

Маленький мрачный коллаж в тему.
Маленький мрачный коллаж в тему.

Но, оказывается, и «мировая фарммафия» не всесильна и всезнающа, бывали и у неё огромные финансовые провалы. С одной стороны конкуренты подсуетились, а с другой – не выдержало новое лекарство всех необходимых исследований и не получило в срок необходимых разрешений с лицензиями. Денежки в разработку вложены, будущие барыши подсчитаны и даже разделены. Бац, и пожалте бриться – эпик фейл и полный дизастер, как у них там говорят. В итоге ощутимый (а то и фатальный) удар по бюджету фирмы, и главное – упущенное время и сегмент рынка. Сейчас напомню вам такие неудачные случаи, из наиболее «сочных». Как особо эффективные менеджера говорят, кейсы (хотя мы раньше так чемоданы-дипломаты называли). Даже пронзать пространство и время не надо, копнём лет на 15-20. Поехали.

Начнём, пожалуй, с провала не «кассового» (с деньгами-то получилось на отличненько), а регуляторного, и как следствие медицинского. Когда хваленое Управление по контролю за лекарствами и пищевыми продуктами США, знаменитая FDA подозрительно быстро, после небольшого и скоротечного исследования одобряет препарат Макена никому не известной швейцарской компании KV Pharmaceutical.

Лекарство это своего рода уникальное – единственный на тот момент (2011) синтетический аналог женского гормона прогестерона (гидроксипрогестерона капроат). Показан для сохранения беременности и предотвращения преждевременных (до 37-й недели) родов. В штатах проблема серьёзная (до 10%), так что, подобный препарат акушерам был действительно нужен. Цена его сразу после одобрения в штатах прыгнула с пары десятков до тысячи долларов за флакон (для частных покупателей, страховым компаниям гораздо выше). Капитализм, что ж вы хотели. Швейцарцы на радостях переименовываются в Lumara и в 2014 продаются AMAG Pharmaceuticals, а в 2020 – компании Covis. Обычное дело, бизнесок-то прибыльный, сам по себе отличный товар.

Вот оно, золото "Макены".
Вот оно, золото "Макены".

Только есть одно но. Препарат не работал! Более позднее и серьёзное исследование макены в 2019 не показало её преимуществ по сравнению с плацебо (пустышкой). Слава богу, не дошло до второй талидомидовой трагедии – и сроки беременности более поздние (не такие критичные), и контроль не сравнить с 50-60-ми годами прошлого века.

Беременная гражданка смотрит с сомнением. И правильно делает.
Беременная гражданка смотрит с сомнением. И правильно делает.

Тем не менее, препарат сохраняет лицензию ещё 4 года – до марта 2023! Обычно владелец торговой марки заранее «чует неладное» и самостоятельно отзывает препарат с рынка. Covis дотянул до последнего – решения спецкомиссии FDA. C точки зрения бизнеса оно понятно – купили «водичку» за сотни миллионов, надо хоть что-то «отжать». А вот с этической… бросьте, это же капитализм. «Потерпевший» даже запрос сделал с просьбой изымать препарат постепенно, чтобы дать возможность пациенткам «долечиться». Такой вот цинизм и «инновационная западная медицина».

Следующая история о препарате другой «весовой категории» - ценой в десятки тысяч долларов за курс. И против недуга куда как серьёзнее – рака простаты. В начале 2000-х юная (1992г.р.) биотехнологическая компания Дендреон (Dendreon Corporation, USA) заявила о создании нового, совершенно прорывного метода лечения этой опухоли. Ни много ни мало – вакцины против рака! Особенной, лечебной, а не профилактической. Причём, индивидуальной, для каждого пациента уникальной. В чём суть?

Берутся лейкоциты больного (при обычном плазмаферезе клетки от жидкой части крови отлично отделяются), обрабатываются особым составом, содержащим антигены опухоли (белки поражённых клеток, кислая фосфатаза простаты) и становятся «злыми» в отношении злокачественной ткани предстательной железы. «Натасканные» лейкоциты вводят этому же пациенту в вену, они «набрасываются» на раковые клетки и (по идее разработчика) их, если не уничтожают полностью, то притормаживают их рост. Вот она – иммунотерапия XXI века! Препарат называется сипулейцел-Т (sipuleucel-T), торговое название провендж (Provenge). Клинические испытания проведены на нескольких сотнях пациентов, двойные слепые, рандомизированные и всё такое.

Эту выкинь. Её не было.
Эту выкинь. Её не было.

Однако, такой «правильный» для неподготовленного «зрителя» дизайн не понравился комиссии FDA. Не дураки сидят. Продолжительность жизни препарат увеличивает всего на пару месяцев (до 4-х максимально), а на её качество (боли, сон, самочувствие) не влияет. И это при «стартовой» цене в 93000$ за одну инфузию! Поэтому первичная подача на одобрение, в 2007, окончилась провалом. Поднялась шумиха, даже митинги «страдальцев» у Капитолия – власти лишают больных последней надежды и волшебного укола! В америках такое умеют. Тем более, бюджет исследований любого инновационного препарата в районе миллиарда, можно заложить в него и миллион-другой на «общественное мнение».

Сработало. В 2010 году после «пересмотра полученных данных» препарат всё же выходит на рынок, и владельцы Дендреона планируют уже за год «отбить» миллионов 350-400. Но… время упущено, более ушлые и матёрые конкуренты паралельно продают другие препараты для лечения гормонорезистентного рака простаты: Зитига (Zytiga, Johnson&Jonson, 2011) и Кстанди (Xstandi, Astellas, 2012). И пусть абиратерон и энзалутамидимеют совсем не «вакцинную» природу и механизм действия (скорее, антигормональный) – карманы пациентов и их страховых не бездонны. Схемы лечения расписаны на годы, и место в них для «волшебной вакцины», с её неоднозначной репутацией у онкоурологов, осталось мизерным.

В итоге провендж, хоть и остаётся одобреным, даёт «жалких» $221 млн за 2011, и это его пик продаж. 600 Работников компании во главе с исполнительным директором (СЕО) увольняют, а многомиллиардные прибыли получают конкуренты. И главное – обречённым людям подарили дорогую, но надежду, которая оказалась пшиком и обманом. По-прежнему разрешённым FDA. У нас, кстати, провендж не лицензирован, а зитига и кстанди имеют действующие регистрационные удостоверения.

Следующий случай – прямо франко-шведская «битва». В истории вооружённые стычки между этими странами происходили всего-то пару раз - география, разные сферы интересов у Густавов и Людовиков с Наполеонами, чего им делить-то? Викингов не берём – давно и неправда.

Не надо вот это всё.
Не надо вот это всё.

Сейчас обе страны в ЕС, ни национальных, ни религиозных поводов нет. Но остаются деньги, рынки сбыта и прибыли. Но – по порядку.

Есть такие препараты, не позволяющие тромбоцитам слипаться – антиагреганты (с антикоагулянтами не путайте). Самый ходовой из них – конечно, аспирин. Многие из вас, кто 40+, его постоянно принимают в маленькой дозе (75-150 мг) для профилактики тромбообразования при ИБС, после стентирования, для предотвращения инфарктов и инсультов. Бывает, некоторые люди аспирин не переносят или высок риск образования язв и кровотечения из ЖКТ. Тогда назначат второй по популярности дезагрегант – клопидогрел(ь). К клопам, понятно, - никаким боком, хоть и принадлежит торговая марка плавикс французам (Санофи-Авентис).

Препарат достаточно старый (одобрен аж в 1997 году), проверенный вдоль и поперёк и надёжный, как французские часы. Тромбы не "плавит", но предотвращает.

В 2011, когда на плавикс истёк патент, на рынок хлынул поток вполне качественных дженериков – от израильских, немецких, македонских и венгерских до самых аргентинских (трокен). Индия, понятно, впереди планеты всей, штук пять у нас их клопидогрелей зарегистрировано: плагрил, клопигрант А, тромборель, таргетек, диплатт. Красивые названия, не лекарства, а сплошное «Танцуй, танцуй». Хочешь с аспирином, а хочешь – «чистенький», в капсулах или «защищённых» таблетках. Российских дженериков у нас одобрено вообще под два десятка(!). Хорошо подготовились к санкциям, молодцы.

Но в 2010 году, пока патент ещё работал, и поляна не была «вытоптана» дженериками, на неё решает зайти другой фармгигант, шведская АстраЗенека. Сам плавикс «бодяжить» ещё нельзя, хотя очень хочется – входит в топ самых продаваемых, с миллиардными прибылями. Пришлось «изобретать» похожую молекулу с таким же действием (антагонист рецепторов P2Y12 тромбоцитов) и не менее «корявым» имечком – тикагрелор. Фирменное название, правда, сделали «бронебойное» – Бриллинта. Лучшая подруга девушек. На что был расчёт, кроме «бриллиантового» звучания?

Показания – практически те же (прежде всего – острый коронарный синдром, когда до инфаркта один шаг). С аспирином можно комбинировать оба, побочные действия – аналогичны (риск кровотечений). А вот принимать новую шведскую таблетку надо дважды в день, а старую французскую – один. Мелочь, а неприятно, больше риск пропустить дозу. Пока преимуществ как-то не особо. Может решили ценой взять?

Таблетка бриллинты западному «сердечнику» обходится в 7,85$, плавикса – в 8,37. Но первых надо две в день. Опять мимо. Тем не менее, шведы рассчитывали найти своего благодарного зрителя пациента и заработать к 2015 году… ни много ни мало – под 3 (!) миллиарда долларов.

И ещё пару красивых ноликов!
И ещё пару красивых ноликов!

Иногда начинаешь сомневаться в адекватности финансовых аналитиков фармкомпаний, аппетиты у них сообразно зарплате, а вот прогнозировать риски не умеют. За что и поплатились.

В 2010 году FDA «разворачивает» бриллинту на очередной круг анализа полученных данных. "Бриллиантовое" время уходит, и к моменту одобрения (продавили всё-таки к июлю 2011) на рынке стали появляться относительно дешёвые дженерики плавикса. К тому же «заокеанские партнёры по опасному бизнесу» не дремали: американская Эли Лилли зарегистрировала свой антиагрегант – эффиент. Он же прасугрел, штука «пожёстче» плавикса – «разжижает» кровь эффективнее, но от того и риск побочек выше. Кстати, рекламироваться эффиент стал до официального разрешения FDA (2009)! Свои ж люди, земляки.

И достались шведам сущие «крохи» по меркам фармбизнеса – «жалкие» десятки миллионов вместо мифических миллиардов. Не вышел у них каменный цветок аптечный блокбастер, назвали в прессе одним из самых разочаровывающих (disappointing) запусков продаж в индустрии.

AZ такой удар пережила, ей ещё через 10 лет скандальную антиковидную вакцину «варить». Но этот эпизод «франко-шведской» фармвойны скандинавами был проигран, причём, в России – дважды. Потому как конкурент, препарат эффиент, производится и продаётся у нас другим французом – компанией Сервье.

Все три оригинальных лекарства доступны в наших аптеках, по ценам, правда, кусачим: плавикс (75мгх28 таб) – от 700 рублей (дженерики в районе 300), бриллинта (60мгх56 таб) – от 3000 (уже есть и наши дженерики – от 2000), эффиент – под 6000(!), его дженериков пока не нет. Так что, бюджетнее аспирина (50-150 руб.) антиагрегантов у человечества пока нет.

На этой оптимистичной ноте статью и свернём, эвон, простыня образовалась. Но тему продолжим в следующей, разберём другие проколы и провалы «капиталюг» от фармы. А собственный организм бережём, чтобы в такой «провал» самим не попасть.

Будьте здоровы!

***

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!

Приобрести книгу «Жить – хочется!» можно тут: Часть 1, (есть и аудиоверсия), Часть 2 и Третья. Каждая о своих органах и системах, сможете найти и «свою», заветную.

Книга «Гости внутри» о самых наших «непримиримых друзьях» - от вирусов до гельминтов. Про ВИЧ, туберкулёз, малярию, ботулизм и многое другое.

И новинка о болезнях нашего метаболизма – «Обман веществ».