11 ноября в России отмечается профессиональный праздник – День работника восстановительного поезда.
Именно в этот день в 1936 году наркомом путей сообщения СССР Л. М. КАГАНОВИЧЕМ был подписан приказ № 168 Ц «О перестройке работы восстановительных поездов».
Восстановительный поезд – это своего рода специальный состав, предназначенный для ликвидации последствий сходов с рельсов локомотивов и вагонов, а также оказание помощи в пределах своих возможностей при авариях и катастрофах.
Железная дорога ошибок не прощает. А когда они происходят, то последствия исправляет восстановительный поезд. Он укомплектован всем необходимым.
В сентябре 1982 года восстановительный поезд (ВП – 4003) из Суккозера перевели в Ледмозеро вместе с начальником ВП Владимиром Геннадьевичем СЕМЁНОВЫМ.
Первые работники: ХМЕЛЁВ А. В, ШЕЛИН И. Ф., ХИККОЕВ В., СТРОГАНОВ В. В., ЕРЁМЕНКО В. Ж., ЗАДВОРНЫЙ Б. Г., ИЮДИН В. М., ЛИННИК А, ШАПЕЛЬ С.
При встрече Александр Викторович ХМЕЛЁВ рассказал, что ледмозерский участок ВП простирался до границы с Финляндией, в сторону Юшкозера, Лендер и до Брусничной. Выезжали на аварии, крушения, занимались восстановлением железнодорожных путей. Также выполняли подрядные работы: меняли стрелки на разных станциях, при лесоповале убирали деревья вдоль железнодорожного полотна, ездили в командировки в Санкт – Петербург…
С Виктором Григорьевичем МЕЛАНЬИНЫМ мы беседовали в 2009 году, он в то время был на заслуженном отдыхе. Поведал, что в Ледмозеро с семьёй они приехали в 1981 году. Одиннадцать лет он трудился машинистом тепловоза, потом в восстановительном поезде, сначала мастером, а затем заместителем начальника ВП.
По его словам в 2000 году Владимир Геннадьевич СЕМЁНОВ ушёл на заслуженный отдых и начальником восстановительного поезда стал Игорь Фёдорович ШЕЛИН.
Виктор Григорьевич МЕЛАНЬИН рассказал, что выезжали на крушение на 22 километре в сторону Костомукши, на крушение под Пенингой, крушение по Кивиярви (за Костомукшей у границы с Финляндией). В Санкт – Петербурге, в год 300 –летия города, устраняли последствия трёх сходов: в районе Киришей, в Обухово и по Витебскому вокзалу…
С работниками восстановительного поезда проводились различные учения, где работники оттачивали навыки, скорость и слаженность работы в бригаде.
Во время моей работы в школе мы с ребятами ходили на экскурсии на железную дорогу, дважды в восстановительный поезд. В 2004 году экскурсию проводил Леонид Иванович СТАСЕВИЧ, в 2009 году Алексей Викторович ОВЧИННИКОВ. Кстати, оба выпускники местной школы. Сейчас они живут не в Ледмозере, и я попросила их написать пару слов о работе в восстановительном поезде. Они откликнулись на мою просьбу, за что им большое спасибо.
Леонид Иванович СТАСЕВИЧ:
«В декабре1987 года я попал под сокращение в Ледмозерском леспромхозе и мне посоветовали устроиться на железную дорогу. Сказали, что Владимир Геннадьевич СЕМЁНОВ набирает штат работников.
Проработав в ВП 4 года, с моего согласия, был направлен на курсы крановщиков в тех. школу в городе Калуга. После окончания курсов Владимир Геннадьевич предложил мне занять вакантную должность мастера. И так я стал ИТР.
В общей сложности в ВП – 4003 я проработал 17 лет, четыре года машинистом передвижной электростанции и тринадцать лет мастером подъёмного оборудования.
По штату в ВП – 21 работник.
1. Начальник ВП
2. Заместитель начальника
3. Мастер гидравлики
4. Машинист крана – 4 ч.
5. Помощник машиниста – 4 ч.
6. Сварщик – 2 ч.
7. Такелажник
8. Машинист передвижной электростанции
9. Мастер подъёмного оборудования
10. Машинист бульдозера – 4 ч.
11. Проводник поезда
В бригаде нас было 7 – 8 человек. Работники восстановительного поезда находятся на постоянном дежурстве. Для тех, кто жил поблизости от железной дороги, проводили телефонную связь. Мы должны были в течение 30 минут прибыть на поезд, и он отправлялся на место аварии или крушения.
Работа мне нравилась, коллектив был очень дружный. До сих пор помню всех, кто работал со мной. Со многими общаюсь до сих пор».
Алексей Викторович ОВЧИННИКОВ:
«В июле 1991 года я пришёл из армии, и устроился в восстановительный поезд номер 4003 станции Ледмозеро на должность помощника машиниста крана.
Я тогда не знал, что это за специальность. Со временем узнал, что это специальное формирование, предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико - технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.
Поезд был оснащён: кранами ЕДК500/1, ЕДК 25, бульдозерами Т-330, Т-100. Плюс вагон с гидравлическим и накаточным оборудованием.
В октябре 1991 года меня направили в г. Калуга на обучение по специальности машиниста железнодорожного крана. Во время практики, впервые я участвовал в ликвидации схода подвижного состава на станции Суккозеро.
В 1996 году меня назначили на должность машиниста крана, и в этом году у меня родилась дочь. Я был самым счастливым человеком на свете! В день рождения моей дочери я находился на ликвидации схода подвижного состава на станции Кивиярви. Все предложили назвать мою дочь Аварией.
Помню всех, с кем я трудился. Назову некоторых: Шелин Игорь Фёдорович - мастер гидравлического оборудования, Стасевич Леонид был мастером подъёмного оборудования, Максимов Николай - сварщик, Артюхов Александр - машинист бульдозера, Горохов Сергей - сваршик, Хмелёв А. В. - машинист бульдозера, Июдин В. М. - машинист крана, Июдина Т. В. - проводник.
В 2004 году начальник поезда ШЕЛИН И. Ф.предложил мне должность мастера ВП, я согласился. В свой день рождения 5 мая 2006 года я был назначен заместителем начальника восстановительного поезда станции Ледмозеро.
С 2014 года по утверждению начальника Октябрьской железной дороги был утверждён начальником восстановительного поезда номер 4003 станции Ледмозеро.
В апреле 2015 года поезд был расформирован, и я был переведён в ВП- 3015 станции Кемь на должность начальника передвижной перекачивающейся станции.
За это время за свой труд награждён: Почётной грамотой от начальника Октябрьской железной дороги, памятным знаком им. П. П. Мельникова - первого министра путей сообщения России, часами от начальника Октябрьской железной дороги».
P. S. Большинство фотографий предоставил Александр Викторович ХМЕЛЁВ. Он сохранил альбом восстановительного поезда.
Владимир Геннадьевич СЕМЁНОВ (1980 - е годы)
Стоянка ВП на станции Ледмозеро (1980 - е годы)
Схема
Состав восстановительного поезда
Слева направо: ХМЕЛЁВ Александр, ВАЛДАЕВ Пётр, ШЕЛИН Игорь, КОНОНОВ Пётр (1983 год)
1
2
Алексей Дмитриевич КОЛГУШКИН
3
ТИГОЕВ Николай
Слева направо: КУЛЁМИН Виктор, КОНОНОВ Пётр, СТАСЕВИЧ Леонид, ШЕЛИН Игорь
Замена стрелочных переводов краном ЕДК- 500/1
4
5
6
7
Слева направо: А. М. АРТЮХОВ, А. В. ХМЕЛЁВ, В. М. БИБИКОВ
Александр Викторович ХМЕЛЁВ (2014 год)
Александр Михайлович АРТЮХОВ (2009 год)
Сергей Александрович ШАПЕЛЬ (2014 год)
В. Г. МЕЛАНЬИН (слева), И. Ф. ШЕЛИН. Июнь 2003 г. Экскурсия ребят из летнего лагеря
Июнь 2004 год. Леонид Иванович СТАСЕВИЧ проводит экскурсию
Июнь 2004 года. На экскурсии в ВП ученики местной школы: Бибиков Николай (слева), Сычёв Виталий, Анищук Сергей
Июнь 2009 года. Алексей Викторович ОВЧИННИКОВ проводит беседу с учениками из летнего лагеря
Уважаемые подписчики и читатели! Исправляйте, добавляйте, комментируйте опубликованные материалы. Мы вместе пишем историю нашего посёлка Ледмозеро.