Найти тему
Суворов Непобедимый

Биография Суворова. 115. В Херсоне (часть 10). Умелые действия по разоружению польских войск. 1794 г.

Варшавская заутреня — восстание в Варшаве 17 апреля 1794 года.
Варшавская заутреня — восстание в Варшаве 17 апреля 1794 года.

После победоносного завершения Россией Польской войны 1792 года, в городе Гродно с 17 июня по 23 ноября 1793 года проходит Гродненский сейм Речи Посполитой, на котором польскими властями одобряется акт о втором разделе Польши, а также, в угоду высшей знати и земельным магнатам, упраздняется Конституция от 3 мая 1791 года. Варшава и несколько других крупных городов оказываются оккупированными русскими войсками. Все эти возмущающие шляхту и простых граждан обстоятельства сеют в обществе Речи Посполитой бунтарские настроения, которые только и ждут удобного часа. Вождем грядущего восстания заранее избран находившийся в эмиграции литовский шляхтич Тадеуш Костюшко, хорошо зарекомендовавший себя в Русско-польской войне 1792 года в звании генерал-майора, сражаясь против России.

Восстание Речи Посполитой начинается 12 марта 1794 года с выступления бригадира Антония Мадалинского, неожиданно напавшего на русский полк и вошедшего во взбунтовавшийся Краков. В Кракове провозглашается «Акт восстания», по которому Тадеуш Костюшко признается верховным главнокомандующим национальными вооруженными силами Речи Посполитой и ему предоставляется вся полнота власти. Вскоре, 17 апреля 1794 года, происходит «Варшавская заутреня» — кровавое избиение русского гарнизона Варшавы. Следом, 22 — 23 апреля восстает Вильно — столица Литвы. Восстание охватывает значительные территории Речи Посполитой.

В это время в российских приграничных территориях расквартировано достаточно много польских войск, численностью до 15,000 человек, год назад поступивших на русскую службу. Едва в Речи Посполитой начинаются серьезные беспорядки, эти формирования начинают проявлять нездоровую активность в стремлении присоединиться к восставшим. В наступившей ситуации общей неразберихи польские боевые части могут причинить существенный урон российским тылам и коммуникациям. 8 мая Суворов получает рескрипт Императрицы, по которому все расположенные в польском приграничье русские войска, в том числе и войска Александра Васильевича, поступают под командование фельдмаршала Румянцева-Задунайского. Сам же генерал-аншеф Суворов должен не допустить возвращения в Польшу польских подразделений, а также обязан эти формирования разоружить. Тем более, что по слухам, Костюшко отдал приказ поднять восстание в Крыму и сжечь русский флот.

К выполнению поставленной ему задачи Суворов приступает безотлагательно. Как раз накануне 3 легкоконных польских бригады и 2 полка собираются удрать в Польшу и уже начали стягиваться к исходным позициям, как вдруг, к их генералам поступает информация о движении в приграничье крупных сил великого русского полководца. Польские генералы решают переждать, чтобы пропустить вперед формирования Суворова. Но это была ошибка. Умело задействовав в операции до 13,000 человек, генерал-аншеф Суворов окружает и блокирует разрозненные части поляков. Путь бегства за границу перекрывается. Взаимная связь нарушается. Русские войска обрушиваются на обескураженных поляков как снег на голову, захватывают врасплох главные караулы, затем растекаются по гарнизонам и без единого выстрела разоружают поляков. Суворов приказал действовать мягко, но настойчиво, впредь до первого боевого столкновения. Так и исполняется. Сопротивления никто не оказывает. Дело началось 6 июня в окрестностях Балты (город в Одесской области), а заканчивается уже 23 июня в Белой Церкви (Киевская область). В итоге разоружается 8,000 поляков без применения оружия и пролития крови. Об успешном окончании этой щекотливой операции фельдмаршал Румянцев докладывает Екатерине II, получая в ответ благодарность, которую и передает Суворову.

Тем временем в Речи Посполитой уже полным ходом идут масштабные боевые действия по своему размаху и энергии далеко затмевающие Русско-польскую войну 1792 года и пока складывающиеся для России не совсем удачно. Императрица Екатерина уже обещала Суворову в скором времени боевую практику. Найдет ли свое применение военный талант Суворова на этой войне?