Найти тему
5 Колесо

Россияне против платных дорог: лучше штраф, чем платить за проезд?

Если на платной дороге установлены шлагбаумы, подобных вопросов не возникает. Другое дело, когда на «свежих» трассах типа ЦКАД или М-12 никаких шлагбаумов нет, а проезд фиксирует электроника. В таких случаях номера некоторых автомобилей как бы случайно становятся настолько грязными, что никакой фоторегистратор их уже не опознает. И число таких «зайцев» весьма значительно.

Логика их мышления простая: раз есть возможность как бы бесплатного перемещения по таким дорогам, то ей надо пользоваться. Таких приспособленцев было много при всех властях. Доводилось слышать еще во времена СССР, что вероятность нарваться на контролера в электричках настолько мала, что надобности в покупке билетов просто нет. И даже если разок оштрафуют, то все равно в среднем получится, что «зайцем» ездить выгоднее.

Тарифы операторов платных дорог в России действительно высоки. Например, проезд по новой трассе М-12 от Москвы до Казани обойдется почти в пять тысяч рублей! И тем сильнее соблазн сэкономить. Ведь шлагбаумов нет, а экипажи ДПС возле каждого съезда не поставишь. Да и даже если попадешь на облаву, сумма штрафа будет соизмерима, а то и в разы ниже стоимости проезда. И если удалось хотя бы раз проскочить «зайцем», избежав наказания, то в водителя вселяется чувство безнаказанности, что подстегивает его и дальше не платить за проезд.

А вы знаете каковы сегодня административные штрафы за проезд по платной дороге без оплаты? Он составляет всего 1500 рублей для легкового транспорта и 5000 рублей – для грузовика или автобуса. Но этот штраф касается как раз законопослушных водителей, которые не оплатили проезд по невнимательности или забывчивости. В особенности этим грешат люди пожилого возраста, которым сложно разобраться во всех технических новшествах.

Ну а что ждет нарушителей, которые сознательно закрывают свои номера? Согласно КоАП штраф за нечитаемый номер равен 500 рублей. То есть просто заляпав номерной знак грязью водитель фактически ничем не рискует. Если же водитель решит перехитрить систему, сняв номера с машины, закрепить их в неположенном месте или использовать рамки-перевертыши, то здесь уже таким смешным штрафом не отделаешься. Наказание за такое нарушение составит 5000 рублей либо лишение прав.

Как видим схема с нечитаемыми номерами на трассах с безбарьерной системой оплаты «Свободный поток» выглядит вполне рабочей. Тем более что отловить таких «зайцев» при помощи камер фотофиксации крайне сложно: хотя сейчас для этого и используют нейросети, но и они не всесильны.

Ространснадзор отчитался, что в 2023 году вынес более миллиона штрафов за неоплату проезда по платным магистралям. Но, как мы говорили выше, здесь речь идет в основном о непреднамеренных нарушениях. Это подтверждает и статистика: 34% таких штрафов были отменены, поскольку автовладельцы успели погасить долг. Большая часть оштрафованных водителей, скорее всего, просто не поняли, что выехали на платную дорогу, или не разобрались, как оплатить проезд.

Хуже с теми, кто генетически не готов жить по закону, но при этом желает пользоваться всеми благами цивилизации, в том числе и платными магистралями. Сопоставление тарифа и штрафа – это очень неприятное явление, борьба с которым, по идее, только одна – резкое усиление меры ответственности. Наказание за обман государства должно стать настолько серьезным, и при этом неотвратимым, чтобы даже мысль променять оплату проезда на уплату штрафа ни у кого не возникала. Другого пути, похоже, просто не остается.

Аргументы тех, кто не желает платить за проезд, известны. Они ссылаются на низкий уровень зарплат, высокие тарифы за проезд по «платникам», уже уплаченный ими транспортный налог (раз он должен идти на строительство дорог, то зачем платить еще раз?), а также на несправедливое государство, жадных олигархов и т.д. С подобными аргументами согласятся многие, но это никак не оправдывает совершенное правонарушение. Скорее всего те же люди (с практически теми же аргументами) ставят магниты на счетчики воды и делают незаконные врезки к электросетями, поэтому кроме штрафов здесь важно подумать и о воспитании. Словом, пока в обществе подобные деяния считаются нормой, пенять на разруху вокруг, наверное, бессмысленно.

Ну а вы, как считаете: можно ездить «зайцем» по платным дорогам или нет? Мы тоже не в восторге от того, что тарифы на проезд по таким трассам в нашей стране порой выше, чем в Европе, при том что зарплаты – в разы меньше. Но, исходя из той же логики, можно прийти в магазин, набрать продуктов и уйти без оплаты. Или заправить машину на АЗС и укатить, «забыв» рассчитаться (но не забыв замазать номера – чтоб не поймали). Ведь здесь тоже на нас с вами наживается государство и олигархи. Или это другое?

Что еще почитать:

Новые штрафы, ОСАГО и цены на автомобили: что ждет россиян в 2024 году

Доплата за вредность: почему чиновники не хотят ездить на метро

Как водители обманывают систему «свободный поток» и что им за это грозит