Найти в Дзене

Методы защиты секретов производства (ноу-хау). Краткий гайд №13.

Для определения методов защиты давайте определимся с тем, что такое ноу-хау. Согласно пункту 1 статьи 1465 ГК РФ, это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Из указанного определения важно выделить две основные составляющие, а именно: Для раскрытия пункта 1 давайте обратимся к примерам. Считаю, что наиболее яркими примерами являются рецепты фирменных блюд. Излюбленный кейс всех юристов, рецепт соуса для «Биг-Мака» в забугрном McDonald’s. Данный соус у них там типа секретный,

Для определения методов защиты давайте определимся с тем, что такое ноу-хау.

Согласно пункту 1 статьи 1465 ГК РФ, это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Из указанного определения важно выделить две основные составляющие, а именно:

  1. это могут быть сведения любого характера о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам;
  2. Обладатель таких сведений принял разумные меры для обеспечения их конфиденциальности.

Для раскрытия пункта 1 давайте обратимся к примерам. Считаю, что наиболее яркими примерами являются рецепты фирменных блюд. Излюбленный кейс всех юристов, рецепт соуса для «Биг-Мака» в забугрном McDonald’s. Данный соус у них там типа секретный, в связи с чем блюдо именно с ним пропало из меню одновременно с уходом иностранной компании с нашего рынка. Более того, в связи с тем, что законодатель использует формулировку «любой», секретом производства могут также являться методики взаимодействия подразделений в Ваших компаниях или порядок привлечения поставщиков и их перечень.

Не менее важным аспектом ноу-хау является вышеуказанный пункт 2, то есть обеспечение конфиденциальности указанных сведений. И вот тут как раз начинается самое интересное. Абсолютное большинство компаний на рынке так скажем не «запаривается» относительно конфиденциальности ноу-хау и ждут погоды у моря. А значит то, что они считают ноу-хау, таковым не является, поэтому можно свободно разглашать указанную информацию и использовать чужие секреты производства в своей деятельности.

Что делать?

Считаю наиболее простым способом обеспечения конфиденциальности, а значит наиболее оправданным с точки зрения затрат - установление режима коммерческой тайны в отношении ноу-хау. У меня есть отдельная статья на указанную тему (потому срочно подписываемся и читаем ее), в связи с чем тут дам только краткую «выжимку». И так поэтапно:

1. Разработка «Положения о коммерческой тайне».

Самое главное - это закрепить указанным документом перечень информации, относящийся к коммерческой тайне и порядок обращения с ней. Так как наша основная забота это «ноу-хау», вписываем в указанный перечень соответствующие сведения.

2. Со всеми работниками и контрагентами подписывайте документ, подтверждающий их согласие на соблюдение режима коммерческой тайны и конфиденциальности в отношении полученных сведений - «ноу-хау». Для работников предлагаю сделать письменное «обязательство о неразглашении», а для контрагентов «NDA-соглашение о неразглашении». Дополнительно укажите на тот факт, что подписано ознакомлен с перечнем информации, являющейся коммерческой тайны. Кароч чем конкретнее будут формулировки, тем лучше.

3. На все документы, содержащие сведения о нашем «ноу-хау», проставляем гриф «коммерческая тайна», с указанием компании правообладателя.

Подписка и лайк обязательны. Умничать прошу в комментариях.)