Мало кто знает, но ещё до «Невероятного Халка», считающегося первой картиной киновселенной Marvel, начиная с 1940-х годов было выпущено множество малобюджетных фильмов о супергероях – Капитан Америка, Супермен и, конечно, Человек-паук (о котором также был снят японский сериал, выходивший с 1978 по 1979 годы). Но какой-то примитивный сценарий в совокупности с дешевизной этих проектов, снимающихся исключительно для телевидения, ненамеренно превращали их в пародии, которым, к слову, было далеко до комедийного сериала «Бэтмен» 1966-1968 г.г. Сегодня же речь пойдёт о нереализованном проекте «Человек-паук» Джеймса Кэмерона, который должен был стать более реалистичной версией становления супергероя, в духе предыдущих работ постановщика – «Чужие» и «Терминатор». Что же пошло не так?
Предыстория.
Итак, в 1985 году киностудия Cannon Films заключила контракт с Marvel Comics на съёмку одного полнометражного фильма о Человеке-пауке. Денег у студии было немного, так как Cannon Films специализировалась на проходных и не особо крупных проектах, стараясь на всём экономить. Первая идея, поданная продюсерами, была сразу отклонена! Предложенный ими сценарий, напоминал фильм ужасов «Человек-волк» 1941 года, где Питер становился оборотнем. Затем сценарий был написан Лесли Стивенсом, а в режиссёрское кресло сел Тоуб Хупер, у которого к тому моменту за спиной была первая часть слэшера «Техасская резня бензопилой». Неудивительно, что история о том, как Питер Паркер после укуса превращался бы в паукообразного монстра и сражался со своим создателем, не особо понравилась Стэну Ли. В ноябре 1985 года продюсерам был предложен третий вариант сценария, написанный Джоном Бранкато и Тедом Ньсомом. В этой истории характер Питера был сильно преображён, и он представал обычным студентом, влюблённым в Лиз Аллен. Но девушка его игнорировала, отдавая предпочтение Флэшу Томпсону, так как он был сыном состоятельных родителей. Антагонистом выступал Доктор Осьминог, который после неудачного эксперимента с циклотроном, вызвавшего искривление пространства, постепенно сходил с ума, а из его тела выросли четыре металлические конечности. Доктор стремился повторить этот эксперимент, понимая, что тогда вселенная будет уничтожена. Сам же Питер, после укуса радиоактивного паука, выступал на различных шоу в костюме мухе, зарабатывая деньги (в одной из сцен Питер должен был продержаться минуту на ринге против Халка Хогана). В финале происходило бы сражение, после которого Доктора Осьминога засасывало в некое подобие чёрной дыры. Главной проблемой сценария являлось отсутствие динамики, ведь главный герой и злодей встречались всего два раза в ходе повествования, а всё остальное время протагонист переживал смерть дяди Бена, помогал жертвам катастроф и просто занимался бы своими личными делами – всё строилось из-за отсутствия внушительного бюджета, поэтому в супергеройском фильме было бы всего две экшен-сцены. К этому времени Тоуб Хупер ушёл с поста режиссёра, и на его место был назначен Джозеф Зито, ранее снявший несколько малобюджетных боевиков с Чаком Норрисом. Но оказалось, что и такой сценарий сложно будет воплотить из-за нехватки денег у Cannon Films. В очередной раз история была переписана сценаристом Барни Коэном, и наконец, начался этап пре-продакшена: сделана раскадровка, наняты актёры (Человека-паука должен был сыграть каскадёр Скотт Лива, Боб Хоскинс – Доктора Осьминога, а Стэн Ли – Джей Джону Джеймсона), премьера была назначена на 1986 год. Но думаю, что вряд ли кто-то удивится, что и в этот раз проект не дошёл даже до стадии съёмочного процесса, несмотря на то, что Cannon Films уже потратили почти полтора миллиона долларов на подготовку, киностудия просрочила выплату по опциону, поэтому права на экранизацию перешли к New World Pictures, являющейся владельцем студии Marvel. Спустя два года Cannon Films вновь получили права на экранизацию комикса, и в 1988 году режиссёр Альберт Пьюн, занимающийся съёмкой фильмов категории B, должен был снять не только многострадального «Человека-паука», но и продолжение картины «Повелители вселенной». Однако за две недели до начала съёмочного процесса, студия всё отменила из-за случившегося обвала акций, и Cannon Films лишилась оставшихся средств. 1992 год. Джеймс Кэмерон, всегда мечтавший снять собственный фильм о Человеке-пауке, начал вести переговоры со студией Carolco, с которой работал ранее при выпуске «Терминатора». Был написан очередной сценарий, отталкивающийся от вышенаписанных шаблонов – неудачный эксперимент с циклотроном, из-за которого и Доктор Осьминог, и Человек-паук получают свои сверхспособности. На роль Питера претендовал Майкл Бин, а Арнольд Шварценеггер и Лэнс Хенриксен – на роль Отто Октавиуса. Но возникла неразрешимая проблема, так как права на персонажа остались у Менахема Голана (продюсер Cannon Films), посчитавшего, что новая киностудия нарушила свои контрактные обязательства, не указав его в титрах, что привело к судебному разбирательству, а сценарий Кэмерона был выложен в интернет.
Сюжет.
Фильм начинается со знакомства с тремя главными героями – Питером (его должен был сыграть молодой Леонардо ДиКаприо), Мэри Джейн и Флэшем Томпсоном, которые отправляются на экскурсию в лабораторию, где производят модернизированных мух. Одна из них становится пищей для паука, который укусит Питера, когда он фотографирует Мэри Джейн для школьной газеты. Из-за этого укуса у Паркера начинаются галлюциногенные видения паутины, и происходит потеря сознания. Питер приходит в себя в одном нижнем белье, вися на флагштоке. Дома он обнаруживает небольшие отверстия на запястьях, откуда вылетает паутина. Парень создаёт специальные «веб-шутеры», чтобы прятать их, и мастерит костюм Человека-паука, начиная появляться в нём на разных вечерних шоу. Однажды, заметив грабителя, Питер отпускает его, что приводит к трагичной сцене гибели дяди Бена... Позже, найдя и избив преступника, он хочет сдать его полиции. Но копы начинают преследовать самого Питера. Гибель близкого человека заставляет Паркера пересмотреть свои взгляды на жизнь и начать бороться с преступностью, в то время, как Дж. Джона Джеймсон (Р. Ли Эрми) начинал рекламную кампанию против него. Затем действие переносится к антагонисту – бизнесмену Карлтону Стрэнду (Лэнс Хенриксен), который в результате несчастного случая получает возможность управления электричеством. Его приобретённые способности приводят к демонстрации странной сцены – во время секса он случайно убивает свою ассистентку Корделию, позже оживив её. Затем Стрэнд начинает манипулировать компьютерными системами, переводя деньги на свой счёт, параллельно занимаясь поисками других людей с необычными способностями. Одним из таких становится Бойд (Майкл Бин), умеющий превращать своё тело в песок. Позже сам Бойд сталкивается с Человеком-пауком на одном из вечерних шоу, что приводит к драке. У Питера и Мэри Джейн начинаются отношения, и в картине была бы сцена секса в паутине на вершине Бруклинского моста. В это же время Стрэнд, используя свои связи в издательстве, начинает клеветническую кампанию против Человека-паука, натравляя на него полицию. Его план заключается в том, чтобы сначала загнать Паука в угол, а затем с ним объединиться. Узнав про отношения Питера с Мэри Джейн, он похищает девушку, и начинается финальная экшен-сцена. Сначала погибает Бойд, которого случайно убивает Стрэнд, а затем и он сам падает с вершины Всемирного торгового центра. Умирая, он подозревает, что Питер ещё подросток, и спрашивает его об этом. Картина заканчивается тем, что Питер и Мэри Джейн понимают, что будут учиться в разных колледжах, но продолжат встречаться!
Почему проект был отменён?
Однозначно, версия Джеймса Кэмерона была положительно воспринята продюсерами, но в последний момент, когда уже мог стартовать съёмочный процесс, киностудия Carolco обанкротилась из-за провала картины «Остров головорезов», поэтому права на все сценарии были выкуплены уже другой студией MGM. Затем начались масштабные судебные разбирательства из-за владения правами на персонажа, затянувшиеся на долгие годы. Только в 1999 году было достигнуто мировое соглашение, в результате которого права на Человека-паука получила студия Sony. К этому времени Кэмерон занялся другими проектами, и после нескольких переписываний кое-какими набросками воспользовался Сэм Рэйми.
Благодарю за прочтение! Всем добра!
#нереализованноекино