Сегодня погуляем внутри патрульного самолета Р-8А "Посейдон". Этот самолет пришел на замену ветерану Р-3 "Орион" в американской морской авиации и активно продвигается на внешний рынок. Задачи "Посейдона" - наблюдение за морским, воздушным и наземным пространством (да, возможность слежения за "землёй" была особо обговорена при создании самолета), обнаружение и уничтожение подводных лодок противника.
В общие характеристики вдаваться не будем, лучше разберемся во внутреннем убранстве.
На борту "Посейдона" установлены следующие системы:
- в носу находится поисковый радар AN/APY-10;
- по бортам - обтекатели антенн системы радиоразведки AN/ALQ-240(V)1;
- подкрыльевые точки подвески ракет "Гарпун" и противолодочных торпед;
- отсек для сброса глубинных бомб (торпед, спасательных плотов, гуманитарной помощи - нужное подчеркнуть);
- электронно-оптическая камера MX-20HD с инфракрасным каналом;
- направленная система постановки инфракрасных помех AN/ AAQ-24 DIRCM для подавления зенитных ракет;
- система противодействия ALE-47 (против ИК- и РЛ-наводимых ракет);
- средства связи, включая каналы управления оружием, связь с гидроакустическими буями, спутниковый терминал "Инмарсат" и прочее.
Радар может работать в следующих режимах:
- SAR (synthetic aperture radar) - используется для построения радиолокационных изображений местности, то есть портов, баз, городов, дорог. Другими словами, это "радиолокационная фотография", отражающая форму местности;
- ISAR (inverse synthetic aperture radar) - более детализированный режим. Используется для идентификации отдельных кораблей, судов, наземных объектов;
- режим разведки погоды;
- режим поиска подлодок на перископной глубине.
Камера WESCAM MX-20HD на борту имеет три канала:
- дневной;
- слабого освещения;
- инфракрасный (ночной).
Свою первостепенную задачу - обнаружение подлодок - "Посейдон" выполняет с помощью гидроакустических буёв. Так они размещены на борту:
Одна пусковая установка вмещает десять буёв в своем барабане. буи сбрасываются под давлением для более точного позиционирования. Есть еще люки для сброса свободным падением.
Через люки в носовой части сбрасывают буи-маркеры для обозначения районов, плавучие дымовые шашки, а также неисправные гидроакустические буи.
Обычно на борту девять человек:
- пилот и второй пилот;
- тактический координатор (командир миссии) и его помощник (вместо него может быть менеджер информации);
- операторы радиоэлектронных систем (радара, оптико-электронной станции, радиоразведки);
- гидроакустики.
Ещё может быть наблюдатель - мужик с фотоаппаратом, сидящий возле иллюминатора.
Оперативная группа может быть увеличена до 16 человек. Думаю, за счет размещения операторов управляемого оружия и увеличения количества "слухачей".
Все рабочие места взаимозаменяемы благодаря гибкой архитектуре. На каждом установлены двойные мониторы, терминалы связи и органы управления бортовыми системами (джойстик и трек-бол). Это необходимо для подстройки под конкретные сценарии применения. Например, во время поисково-спасательных операций больше операторов радара и видеонаблюдения.
Рабочих станций может быть от пяти до семи.
Операторы за работой:
Так выглядят стойки с аппаратурой. E810 - оборудование связи, шифратор, средства экстренного стирания информации; Е820 - компоненты системы видеонаблюдения; Е830 и Е840 - бортовой компьютер, шины и хранилище данных; Е860 - элементы системы радиоразведки; Е870 - электроника радара и системы опознавания "свой-чужой".
Перспективы
Отмечу, что на "Орионе" был ещё магнитометр, он же датчик магнитных аномалий. Это сенсор, обнаруживающий большие скопления металла под водой, которыми обычно являются подводные лодки. На американском Р-8А этого датчика уже нет. В планах перенести бортовой обнаружитель с "Посейдона" на БпЛА воздушного пуска "Койот" - Coyote Unmanned Targeting Air System (беспилотная система целеуказания). Такая связка должна расширить зону патрулирования и увеличить длительность работы самолета.
На индийской версии Р-8I "Нептун" магнитометр всё ещё есть и выглядит так:
Так американцы видят схему применения "Посейдон" + "Койоты":
Согласно заявлению разработчиков, "Койот" способен обнаруживать магнитные аномалии в полосе шириной 2 километра. Рой "Койотов" может контролировать довольно большую площадь.
Спасибо за внимание!
Есть что добавить? Добро пожаловать в комментарии!
Низкий поклон за плюс или репост.
#ВМС #США #флот #авиация #военнаятехника #OSINT #вооружение