Найти тему
Диванные войска

Что внутри американского самолета-убийцы подводных лодок?

Оглавление

Сегодня погуляем внутри патрульного самолета Р-8А "Посейдон". Этот самолет пришел на замену ветерану Р-3 "Орион" в американской морской авиации и активно продвигается на внешний рынок. Задачи "Посейдона" - наблюдение за морским, воздушным и наземным пространством (да, возможность слежения за "землёй" была особо обговорена при создании самолета), обнаружение и уничтожение подводных лодок противника.

В общие характеристики вдаваться не будем, лучше разберемся во внутреннем убранстве.

На борту "Посейдона" установлены следующие системы:

  • в носу находится поисковый радар AN/APY-10;
  • по бортам - обтекатели антенн системы радиоразведки AN/ALQ-240(V)1;
  • подкрыльевые точки подвески ракет "Гарпун" и противолодочных торпед;
  • отсек для сброса глубинных бомб (торпед, спасательных плотов, гуманитарной помощи - нужное подчеркнуть);
  • электронно-оптическая камера MX-20HD с инфракрасным каналом;
  • направленная система постановки инфракрасных помех AN/ AAQ-24 DIRCM для подавления зенитных ракет;
  • система противодействия ALE-47 (против ИК- и РЛ-наводимых ракет);
  • средства связи, включая каналы управления оружием, связь с гидроакустическими буями, спутниковый терминал "Инмарсат" и прочее.
Радар в носовой части
Радар в носовой части

Радар может работать в следующих режимах:

  • SAR (synthetic aperture radar) - используется для построения радиолокационных изображений местности, то есть портов, баз, городов, дорог. Другими словами, это "радиолокационная фотография", отражающая форму местности;
  • ISAR (inverse synthetic aperture radar) - более детализированный режим. Используется для идентификации отдельных кораблей, судов, наземных объектов;
  • режим разведки погоды;
  • режим поиска подлодок на перископной глубине.

Камера WESCAM MX-20HD на борту имеет три канала:

  • дневной;
  • слабого освещения;
  • инфракрасный (ночной).

Свою первостепенную задачу - обнаружение подлодок - "Посейдон" выполняет с помощью гидроакустических буёв. Так они размещены на борту:

Три пусковые установки, два стеллажа для хранения по бортам. Их еще называют "винным погребом".
Три пусковые установки, два стеллажа для хранения по бортам. Их еще называют "винным погребом".

Одна пусковая установка вмещает десять буёв в своем барабане. буи сбрасываются под давлением для более точного позиционирования. Есть еще люки для сброса свободным падением.

-3

Через люки в носовой части сбрасывают буи-маркеры для обозначения районов, плавучие дымовые шашки, а также неисправные гидроакустические буи.

Специально обученный заряжает буй-маркер
Специально обученный заряжает буй-маркер

Обычно на борту девять человек:

  • пилот и второй пилот;
  • тактический координатор (командир миссии) и его помощник (вместо него может быть менеджер информации);
  • операторы радиоэлектронных систем (радара, оптико-электронной станции, радиоразведки);
  • гидроакустики.

Ещё может быть наблюдатель - мужик с фотоаппаратом, сидящий возле иллюминатора.

Сверху - окно для вывода видео, внизу карта
Сверху - окно для вывода видео, внизу карта

Оперативная группа может быть увеличена до 16 человек. Думаю, за счет размещения операторов управляемого оружия и увеличения количества "слухачей".

-6

Все рабочие места взаимозаменяемы благодаря гибкой архитектуре. На каждом установлены двойные мониторы, терминалы связи и органы управления бортовыми системами (джойстик и трек-бол). Это необходимо для подстройки под конкретные сценарии применения. Например, во время поисково-спасательных операций больше операторов радара и видеонаблюдения.

Рабочих станций может быть от пяти до семи.

Операторы за работой:

-7
"Посейдон" в Черном море. Вокруг него "тучки" и "лодочки" - суда и самолеты.
"Посейдон" в Черном море. Вокруг него "тучки" и "лодочки" - суда и самолеты.
Так выглядит карта оператора более детально. Всё, что обнаружил "Посейдон", пронумеровано и занесено в буза данных.
Так выглядит карта оператора более детально. Всё, что обнаружил "Посейдон", пронумеровано и занесено в буза данных.
Так оператор взаимодействует с базой данных. Обнаружил - навёл - опознал - записал.
Так оператор взаимодействует с базой данных. Обнаружил - навёл - опознал - записал.
По левую руку находится манипулятор для управления всепогодной камерой наблюдения
По левую руку находится манипулятор для управления всепогодной камерой наблюдения

Так выглядят стойки с аппаратурой. E810 - оборудование связи, шифратор, средства экстренного стирания информации; Е820 - компоненты системы видеонаблюдения; Е830 и Е840 - бортовой компьютер, шины и хранилище данных; Е860 - элементы системы радиоразведки; Е870 - электроника радара и системы опознавания "свой-чужой".

Электронная начинка полезной нагрузки
Электронная начинка полезной нагрузки

Перспективы

Отмечу, что на "Орионе" был ещё магнитометр, он же датчик магнитных аномалий. Это сенсор, обнаруживающий большие скопления металла под водой, которыми обычно являются подводные лодки. На американском Р-8А этого датчика уже нет. В планах перенести бортовой обнаружитель с "Посейдона" на БпЛА воздушного пуска "Койот" - Coyote Unmanned Targeting Air System (беспилотная система целеуказания). Такая связка должна расширить зону патрулирования и увеличить длительность работы самолета.

Благодаря складным крыльям "Койот", похоже, будет запускаться из барабана, как гидроакустический буй
Благодаря складным крыльям "Койот", похоже, будет запускаться из барабана, как гидроакустический буй

На индийской версии Р-8I "Нептун" магнитометр всё ещё есть и выглядит так:

Магнитометр AN / ASQ-508A MAD на индийском самолете
Магнитометр AN / ASQ-508A MAD на индийском самолете

Так американцы видят схему применения "Посейдон" + "Койоты":

-15

Согласно заявлению разработчиков, "Койот" способен обнаруживать магнитные аномалии в полосе шириной 2 километра. Рой "Койотов" может контролировать довольно большую площадь.

Спасибо за внимание!

Есть что добавить? Добро пожаловать в комментарии!

Низкий поклон за плюс или репост.

#ВМС #США #флот #авиация #военнаятехника #OSINT #вооружение