Следующий фрагмент, который нам необходимо рассмотреть, находится в 20-ой главе Евангелия от Иоанна.
Да, именно то самое знаменитое исповедание Фомы.
Вот текст:
"После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Иоанна 20:26-29).
Друзья, мы же верим в Богодухновенность Священного Писания? Можем ли мы допустить мысль, что апостол Иоанн, по невнимательности или неосторожности, допустил в тексте Евангелия нечто лишнее, что-то такое, что может привести к ереси и ввести в заблуждение читателя?
На первое отвечаем твёрдое "да", а на второе категорическое "нет".
Ну в самом деле, не может быть у апостола Иоанна такой цели, чтобы запутать нас, да и случайности здесь исключены.
Итак, что же мы здесь видим...
Апостол Фома, отвечая на свидетельства других апостолов о воскресении Иисуса Христа, обнаруживает явное недоверие к словам своих коллег.
Не станем здесь подробно говорить о том, почему Фома так поступил, что им двигало, почему он отсутствовал при первом явлении воскресшего Спасателя ученикам, об говорилось как-то особо.
Здесь же сосредоточим своё внимание на словах Фомы, обращённых ко Христу, а также ответу Спасителя ему.
Что же есть в этом слове
Господь мой и Бог мой?
Начнём с того, что есть мнение, заключающееся в том, что Фома, будучи удручён тяжелейшей утратой, смертью своего Учителя, а ещё более тем, что его собственная жизнь подвергается опасности ("...двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев..."), находясь в подавленном эмоциональном состоянии, вдруг, видя пред собой воскресшего Господа, просто в порыве радости и изумления, не в силах сдержать захлестнувшие его чувства, восклицает:
"Господь мой и Бог мой"!
А восклицание это что-то типа выражение удивления, как ныне, в наше время, повсеместно мы можем наблюдать, люди произносят "Боже мой", "О, Господи" и прочее тому подобное...
Конечно же, говорящий сейчас "Боже мой" не имеет ввиду то, что он почитает за Бога рядом стоящего. Таковой вообще не имеет ввиду "ничего такого", это всего-то возглас, ничего конкретного не означающий.
Но мог ли так же поступить апостол Фома?
Конечно же нет!
Даже сейчас, в наше время, мы можем найти верующих людей, которые избегают произносить имя Господа всуе. Да что там имя (имеется ввиду личное имя Творца - יהוה, Яхве), просто произносить "Бог", "Господь" тут и сям считается несообразным. Грешно это.
Более того, современные нам евреи, в основном массе, даже пишут слово "Бог" как "Б-г". А всё почему? Да потому что есть заповедь номер три:
"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исход 20:7).
И это сейчас, в обществе, где религия далеко уже не на первом плане.
А тогдашнее общество было не в пример более богобоязненно и таких возгласов удивления, "Боже мой", "О, Господи", встретить было просто невозможно. Такого в Священном Писании мы не встречаем нигде.
А здесь апостол Христов, избранный Самим Спасителем!
Заметим, не безбожник, не богохульник, а апостол...
Так мог ли Фома в таком виде выразить удивление?
Нет.
А мог ли евангелист Иоанн чисто случайно это написать, допустить здесь какую-нибудь неточность?
Нет.
Что же это, что это за слова?
Господь мой и Бог мой!
Если мы поищем словосочетание "Господь Бог" или же "Господь Бог мой" в Ветхом Завете, то в ста процентов случаем увидим, что речь идёт об истинном Боге Израиля, о великом Яхве, יהוה, о Боге в полном и абсолютном смысле этого слова.
Приведём здесь несколько примеров.
"После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь (יהוה, Яхве) , Бог (אלהים, Элохим) Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне" (Исход 5:1).
"ныне же Господь (יהוה, Яхве) Бог (אלהים, Элохим) мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон" (3 Царств 5:4).
"Но Господь (יהוה, Яхве) - защита моя, и Бог (אלהים, Элохим) мой - твердыня убежища моего" (Псалом 93:22).
Таких примеров в Ветхом Завете сотни и все они единогласно свидетельствуют об истинном Боге Израиля.
Так может быть и Фома имел ввиду не Христа, не Сына Божьего, а Его Небесного Отца?
Читаем:
"Фома сказал Ему в ответ..."
Кому Ему? Иисусу.
Кому в ответ говорит Фома? Иисусу.
Так кем назвал Иисуса Фома?
А что же Спаситель, может Он поправляет Фому, указывает ему на неточности его выражений? Нет, отнюдь.
"Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Иоанна 20:29)
Конечно же, здесь в первую очередь говорится об уверовании в воскресение Спасителя.
Но нет ли здесь и чего-либо иного, во что следовало бы уверовать и нам?
Ну а что же сам евангелист Иоанн, что он сам думает о Христе Господе, каково его личное мнение о Божественности Иисуса?
Об этом будет следующая статья...
P.S. А может кому известны примеры такого, Господь мой и Бог мой, выражения удивления в Священном Писании? Так поделитесь с остальными, пишите в комментариях.
А также приветствуются и прочие возражения, автор не настаивает на том, что его мнение является истиной в последней инстанции...
Читайте также подборки статей О преодолении искушений и Страстная седмица и воскресение Христово.