ЦЕНА ТЕНИ
Оркестр из 120 человек. Опера идёт 4 часа 30 мин, а с 2 антрактами вы будете находиться в театре почти 6 часов.
Сложнейшие вокальные сольные партии. Хор взрослых. Детский хор.
Редкая по масштабности и технической сложности опера и постановка, которая идет далеко не во всех театрах Европы.
Всё это подогревает любопытство. Либретто намеренно читать перед спектаклем не стала. Хотелось увидеть и осмыслить историю в живом режиме, и позже поведать о спектакле в таком же стиле.
Название "Женщина без тени" наводит на мысль о мистическом сюжете. Опера имеет две сюжетные линии - небесная и земная, которые то и дело пересекаются. О чём же поведал композитор?
О традиционных семейных ценностях и предназначении женщины и мужчины в семье и жизни.
Похоже, что композитор много размышлял на эту тему и, возможно, работал над оперой в какой-то переломный момент в своей жизни.
Огромный оркестр на 120 человек, мощное звучание, Гергиев дирижирует, поют на немецком языке, партитура сложная, сюжет запутанный. Мы то видим, что на небе, то на земле, то - застряли где-то между.
Неземные по красоте, хотя и минималистичные, костюмы и декорации одного мира являют резкий контраст с домом и миром, в котором обитает красильщик и его семья. Изнурительный труд, нищета, ежедневная задача - заработать, чтобы поесть и прокормить ближних - "от лежанки к кормёжке и обратно". Картина угнетала своей серостью и безысходностью. Жена-пила, муж в кресле перед телевизором - они не понимают, не слышат друга друга - и такая в этом серость, боль и безысходность.
Ей хочется сбежать от всего этого, и Императрица и ее Кормилица дают ей такую возможность, если та продаст свою тень. Тень в истории играет ключевую роль, хотя не очень понятно какую - похоже, в истории с наличием тени связана способность женщины продолжать род. С другой стороны, у земной женщины есть тень, однако она бесплодна. Но отдавая тень, она вслух отказывается от этой способности. Сложно.
Императрица винит себя в злоключениях семьи красильщика, узнаёт, что такое ответственность. Её возлюбленного обратили в камень, пока он охотился на красного сокола. Ей нужно раздобыть себе тень, спасти возлюбленного, искупить вину перед красильщиком и его женой, избавиться от опеки Кормилицы, встретиться со свои отцом на страшном суде.
Параллельные линии истории запутанные, немецкий язык не так музыкален, как итальянский. Он резок и тяжёл на слух. Однако вокальные партии очень красивы в своей сложности и по исполнению.
Развязка будто состояла из трех частей.
Такие масштабные и сложные оперы - интересный физический опыт, как для исполнителей, так и для зрителей.
Насыщенное, но прозрачное звучание огромного оркестра. Восхитительный голос Жанны Домбровской. Всю сцену окутывал синеватый туман, сквозь который проникало таинственное золотое свечение. Погружаешься в историю, в иной мир, в транс. К 3му часу начинаешь куда-то улетать. В конце - торжество музыки и света. А что унес с собой зритель из этой истории - у каждого своё.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Дирижер – Валерий Гергиев
Жена Барака – Ксения Григорьева
Барак, красильщик – Михаил Петренко
Императрица – Жанна Домбровская
Император – Сергей Скороходов
Кормилица – Елена Витман
01.11.2022
Фото постановки с официального сайта Мариинского театра. Составы исполнителей разные.
Мариинский-2, опера Рихарда Штрауса "Женщина без тени"
8 января 20248 янв 2024
2
2 мин