Концертный зал Мариинского театра
Балет "Ромео и Джульетта" я почему-то до сих пор ещё не смотрела полностью ни разу, даже в записи.
"Танец рыцарей" - единственный фрагмент балета, который слышала не раз. Эта музыка всегда навевала ужас и желание спрятаться. В этой раз она захлестнула своей яростной мощью. Торжество ужаса, глубина тьмы, яростная сила, которая накрывает и забирает с собой в недра ада. И вот уже смотришь в пропасть.
Затем таинственные светлые аккорды, нежные, как солнечные зайчики сквозь зелёные листья, лёгкие, как июльский ветерок и блики на воде. Но даже тогда шепчет неумолимый рок, и постепенно шёпот переходит в зловещий хохот.
Сильная музыка и резкие контрасты, торжество мрака и печальный романтизм - вот что слышу в "Ромео и Джульетте" Прокофьева.
Далее был Чайковский, что немного смягчило обстановку. Концерт для скрипки с оркестром, ре мажор, соч. 35. Нежнейшая придворная меланхолия, пронзительные, словно уколы иглой, звуки солирующей скрипки. Солистка совсем юная, нежная и свежая, и её игра такая же. Настурика-Гершовичи был рядом, и расставлял акценты.
Во втором отделении был Прокофьев. Симфония N°5 ми-бемоль мажор, соч.100. Гергиев сам говорил, что в начале к этой симфонии подходил осторожно, "нашупывал" мелодию на рояле годы назад, в Челябинске после концерта, в пустом зале.
Моё место было как раз напротив Маэстро, и хорошо видела его лицо. Дирижёр гипнотизировал взглядом, движением рук, вибрациями музыки. Взгляд, кивок на струнных, взмах кистью на духовые. Не заметила, как наступило состояние транса.
Как себя чувствовали музыканты в его присутствии, играя под его управлением?
Такая сила, властность во взгляде, движении рук. Волшебник и маг! Казалось, он повелевал оркестром, колдовал в воздухе невидимыми вибрациями, которые наполняли зал. Соседки справа прошептали, что этот зал не вмещает в себе такую музыку.
При всей тяжести некоторых пассажей оркестр играл восхитительно прозрачно, от яркого акцента мгновенно мог перейти к нежнейшим, деликатнейшем аккордам, мягко и ровно сходя в тишину. А затем - глухие раскаты грома.
Хотелось бы рассказать об этом концерте с технической точки зрения. Как же хочется понимать, что они делают и как! Я всего лишь зритель, и могу рассказать о той химии, которую эта физика производит.
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистка - Анна Савкина (скрипка)
Лоренц Гастурика-Гершовичи (скрипка)
Сиифонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр - Валерий Гергиев
В ПРОГРАММЕ:
Сергей Прокофьев
Фрагменты из балета "Ромео и Джульетта"
Пётр Чайковский
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
Сергей Прокофьев
Симфония N°5 ми-бемоль мажор, соч.100
5.11.2022