Найти тему
Красный бархат

Так начинается любовь к Прокофьеву

Концертный зал Мариинского театра

Балет "Ромео и Джульетта" я почему-то до сих пор ещё не смотрела полностью ни разу, даже в записи.

"Танец рыцарей" - единственный фрагмент балета, который слышала не раз. Эта музыка всегда навевала ужас и желание спрятаться. В этой раз она захлестнула своей яростной мощью. Торжество ужаса, глубина тьмы, яростная сила, которая накрывает и забирает с собой в недра ада. И вот уже смотришь в пропасть.

Затем таинственные светлые аккорды, нежные, как солнечные зайчики сквозь зелёные листья, лёгкие, как июльский ветерок и блики на воде. Но даже тогда шепчет неумолимый рок, и постепенно шёпот переходит в зловещий хохот.

Сильная музыка и резкие контрасты, торжество мрака и печальный романтизм - вот что слышу в "Ромео и Джульетте" Прокофьева.

Далее был Чайковский, что немного смягчило обстановку. Концерт для скрипки с оркестром, ре мажор, соч. 35. Нежнейшая придворная меланхолия, пронзительные, словно уколы иглой, звуки солирующей скрипки. Солистка совсем юная, нежная и свежая, и её игра такая же. Настурика-Гершовичи был рядом, и расставлял акценты.

Во втором отделении был Прокофьев. Симфония N°5 ми-бемоль мажор, соч.100. Гергиев сам говорил, что в начале к этой симфонии подходил осторожно, "нашупывал" мелодию на рояле годы назад, в Челябинске после концерта, в пустом зале.

Моё место было как раз напротив Маэстро, и хорошо видела его лицо. Дирижёр гипнотизировал взглядом, движением рук, вибрациями музыки. Взгляд, кивок на струнных, взмах кистью на духовые. Не заметила, как наступило состояние транса.

Как себя чувствовали музыканты в его присутствии, играя под его управлением?

Такая сила, властность во взгляде, движении рук. Волшебник и маг! Казалось, он повелевал оркестром, колдовал в воздухе невидимыми вибрациями, которые наполняли зал. Соседки справа прошептали, что этот зал не вмещает в себе такую музыку.

При всей тяжести некоторых пассажей оркестр играл восхитительно прозрачно, от яркого акцента мгновенно мог перейти к нежнейшим, деликатнейшем аккордам, мягко и ровно сходя в тишину. А затем - глухие раскаты грома.

Хотелось бы рассказать об этом концерте с технической точки зрения. Как же хочется понимать, что они делают и как! Я всего лишь зритель, и могу рассказать о той химии, которую эта физика производит.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Солистка - Анна Савкина (скрипка)
Лоренц Гастурика-Гершовичи (скрипка)
Сиифонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр - Валерий Гергиев

В ПРОГРАММЕ:

Сергей Прокофьев
Фрагменты из балета "Ромео и Джульетта"

Пётр Чайковский
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

Сергей Прокофьев
Симфония N°5 ми-бемоль мажор, соч.100

5.11.2022

Фото https://im.kommersant.ru/Issues.photo/NEWS/2022/03/01/KMO_178811_00009_1_t222_130844.jpg
Фото https://im.kommersant.ru/Issues.photo/NEWS/2022/03/01/KMO_178811_00009_1_t222_130844.jpg