Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 30
Задачи:
Продолжать формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифры «1,2,3,4,5,6,7,8,9».
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5,6,7,8,9);
· устанавливать отношения между группами предметов практическим путём (графически);
· различать и называть геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; ромб, овал.
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: цифры от «1» до «9»; доска, мел.
Раздаточный материал: простой карандаш; наглядные пособия
Ход занятия.
1. На доске нарисованы мелом: в одном «облаке» 8 цветков (один под одним, вертикально), в другом «облаке» девять бабочек (один под одним, вертикально).
- К нашему занятию я нарисовала цветы и бабочек. Но не успела проверить, чего больше, а чего меньше. Помогите мне. Как узнать, чего больше: бабочек или цветов, а чего меньше?
- Да, можно сосчитать. Мы уже умеем считать и сравнивать числа. А если бы мы не умели считать, как узнать?
- Если бы цветы и бабочки были не нарисованные на доске, а были бы картинки, то можно было приложить бабочку под цветочком – создать пары, и увидели бы, кому не хватило пары.
- А если предметы нарисованные, то можно тоже создать пары, если нарисовать между ними ниточку – линию.
Воспитатель соединяет линией каждый цветок с одной из бабочек (по порядку, по вертикали).
- Вот одна пара, вот ещё одна, и ещё …
- Кому не хватило пары? (бабочке).
- Что можно сказать о количестве цветов и бабочек? Чего больше? (бабочек больше, чем цветов). Чего меньше? (цветов меньше, чем бабочек).
- Что нужно сделать, что бы цветов и бабочек было поровну? (дорисовать один цветок).
- Саша, дорисуй один цветок….А теперь соедини его линией с бабочкой.
- Что теперь можно сказать о количестве цветов и бабочек? (бабочек столько, сколько цветов; бабочек и цветов поровну).
- Сколько бабочек? Сосчитайте.
Дети считают на местах, «про себя».
- Сколько бабочек? (девять).
- Можно ли сказать, сколько цветов, не пересчитывая их? (можно, потому что цветов и бабочек поровну, цветов их тоже девять).
- Сейчас я найду цифру «9».
Воспитатель намеренно выставляет цифру «9» в перевёрнутом виде, как «6», и ожидает, когда дети исправят ошибку.
- Молодцы, ребята. Раз вы такие внимательные, то вот вам задание посложнее.
2. Воспитатель выставляет на поверхность выше уровня детских столов геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида.
- Назовите геометрические фигуры по порядку слева направо.
Один из детей называет, остальные, при необходимости, помогают ему.
- Назовите геометрические тела по порядку справа налево.
- Сколько всего геометрических фигур? (пять)
- Какая фигура стоит первой по счёту, если считать слева направо?
- А сейчас запомните порядок фигур….Закройте глаза….
Воспитатель меняет местами только две фигуры: первую и последнюю.
- Откройте глаза. Что изменилось? (шар и куб поменялись местами; шар стоял на первом месте по счёту, если считать слева направо, а теперь на пятом (последнем) месте, а куб наоборот).
- Молодцы. Поставлю всё, как было сначала.
- Какая фигура стоит сейчас на третьем месте, если считать слева направо? (например, пирамида).
- Запомните порядок фигур…Закройте глаза…
Воспитатель меняет местами две фигуры: вторую и третью по счёту.
- Открывайте глаза…Что изменилось?
Игровое упражнение аналогично проводится ещё один раз.
3. – А теперь нам пора отдохнуть.
Дети выходят из-за столов.
Физминутка, предложенная воспитателем или детьми.
4. Дети садятся за столы. На столах лежит наглядное пособие-карточка и карандаш.
- Ребята, рассмотрите карточку.
- Назовите геометрические фигуры, которые нарисованы в левом «облачке» (овалы).
- Назовите геометрические фигуры, которые нарисованы в правом «облачке» (ромбы).
- Вам нужно сравнить количество овалов и ромбов, не пересчитывая их. Как это можно сделать? (соединить линией каждый овал с ромбом, и узнать всем ли хватило пары).
- Проведите карандашом линию от точки на овале к точке на ромбе.
Дети выполняют задание. Индивидуальная помощь.
- Всем ли фигурам хватило пары? (один ромб без пары)
- Чего больше? Чего меньше?
- На сколько больше ромбов, чем овалов? (на один).
- На сколько меньше овалов, чем ромбов? (на один).
- Сколько всего овалов? Сосчитайте (восемь).
- Сколько всего ромбов? Сосчитайте (девять).
- Как сделать, чтобы овалов и ромбов стало поровну? (дорисовать один овал).
- Дорисуйте один овал в левом «облачке» и соедините его с ромбом.
- Что можно теперь сказать о количестве овалов и ромбов? (их поровну, овалов столько, сколько ромбов).
- По сколько фигур? (по девять).
- Давайте попробуем написать цифру «9».
Воспитатель на доске пишет цифру:
- Сначала нужно нарисовать круг….с правой стороны круга, от его серединки, вниз провести короткую линию…а потом закруглить её влево. Попробуйте написать цифру «9» возле левого «облачка», а потом возле правого.
Дети пробуют «написать» цифру «9». Воспитатель не требует от детей точности её воспроизведения, а одобряет все попытки. При желании дети могут попробовать «написать» и другие цифры.
5. – Ребята, что было самым сложным для вас на сегодняшнем занятии?
- Что у вас сегодня получилось лучше, чем раньше?
- Какую цифру вы пробовали написать?