Найти тему

Учим детей устанавливать отношения между группами предметов графически. Конспект занятия по математике для детей 4-5 лет (№30)

Оглавление

Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.

В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.

Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.

В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))

Занятие № 30

Задачи:

Продолжать формировать представление о (об):

· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифры «1,2,3,4,5,6,7,8,9».

Продолжать развивать умение:

· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5,6,7,8,9);

· устанавливать отношения между группами предметов практическим путём (графически);

· различать и называть геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; ромб, овал.

Воспитывать:

· культуру познания, интеллектуальные чувства;

· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Демонстрационный материал: цифры от «1» до «9»; доска, мел.

Раздаточный материал: простой карандаш; наглядные пособия

Ход занятия.

1. На доске нарисованы мелом: в одном «облаке» 8 цветков (один под одним, вертикально), в другом «облаке» девять бабочек (один под одним, вертикально).

- К нашему занятию я нарисовала цветы и бабочек. Но не успела проверить, чего больше, а чего меньше. Помогите мне. Как узнать, чего больше: бабочек или цветов, а чего меньше?

- Да, можно сосчитать. Мы уже умеем считать и сравнивать числа. А если бы мы не умели считать, как узнать?

- Если бы цветы и бабочки были не нарисованные на доске, а были бы картинки, то можно было приложить бабочку под цветочком – создать пары, и увидели бы, кому не хватило пары.

- А если предметы нарисованные, то можно тоже создать пары, если нарисовать между ними ниточку – линию.

Воспитатель соединяет линией каждый цветок с одной из бабочек (по порядку, по вертикали).

- Вот одна пара, вот ещё одна, и ещё …

- Кому не хватило пары? (бабочке).

- Что можно сказать о количестве цветов и бабочек? Чего больше? (бабочек больше, чем цветов). Чего меньше? (цветов меньше, чем бабочек).

- Что нужно сделать, что бы цветов и бабочек было поровну? (дорисовать один цветок).

- Саша, дорисуй один цветок….А теперь соедини его линией с бабочкой.

- Что теперь можно сказать о количестве цветов и бабочек? (бабочек столько, сколько цветов; бабочек и цветов поровну).

- Сколько бабочек? Сосчитайте.

Дети считают на местах, «про себя».

- Сколько бабочек? (девять).

- Можно ли сказать, сколько цветов, не пересчитывая их? (можно, потому что цветов и бабочек поровну, цветов их тоже девять).

- Сейчас я найду цифру «9».

Воспитатель намеренно выставляет цифру «9» в перевёрнутом виде, как «6», и ожидает, когда дети исправят ошибку.

- Молодцы, ребята. Раз вы такие внимательные, то вот вам задание посложнее.

2. Воспитатель выставляет на поверхность выше уровня детских столов геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида.

- Назовите геометрические фигуры по порядку слева направо.

Один из детей называет, остальные, при необходимости, помогают ему.

- Назовите геометрические тела по порядку справа налево.

- Сколько всего геометрических фигур? (пять)

- Какая фигура стоит первой по счёту, если считать слева направо?

- А сейчас запомните порядок фигур….Закройте глаза….

Воспитатель меняет местами только две фигуры: первую и последнюю.

- Откройте глаза. Что изменилось? (шар и куб поменялись местами; шар стоял на первом месте по счёту, если считать слева направо, а теперь на пятом (последнем) месте, а куб наоборот).

- Молодцы. Поставлю всё, как было сначала.

- Какая фигура стоит сейчас на третьем месте, если считать слева направо? (например, пирамида).

- Запомните порядок фигур…Закройте глаза…

Воспитатель меняет местами две фигуры: вторую и третью по счёту.

- Открывайте глаза…Что изменилось?

Игровое упражнение аналогично проводится ещё один раз.

3. – А теперь нам пора отдохнуть.

Дети выходят из-за столов.

Физминутка, предложенная воспитателем или детьми.

4. Дети садятся за столы. На столах лежит наглядное пособие-карточка и карандаш.

- Ребята, рассмотрите карточку.

- Назовите геометрические фигуры, которые нарисованы в левом «облачке» (овалы).

- Назовите геометрические фигуры, которые нарисованы в правом «облачке» (ромбы).

- Вам нужно сравнить количество овалов и ромбов, не пересчитывая их. Как это можно сделать? (соединить линией каждый овал с ромбом, и узнать всем ли хватило пары).

- Проведите карандашом линию от точки на овале к точке на ромбе.

Дети выполняют задание. Индивидуальная помощь.

- Всем ли фигурам хватило пары? (один ромб без пары)

- Чего больше? Чего меньше?

- На сколько больше ромбов, чем овалов? (на один).

- На сколько меньше овалов, чем ромбов? (на один).

- Сколько всего овалов? Сосчитайте (восемь).

- Сколько всего ромбов? Сосчитайте (девять).

- Как сделать, чтобы овалов и ромбов стало поровну? (дорисовать один овал).

- Дорисуйте один овал в левом «облачке» и соедините его с ромбом.

- Что можно теперь сказать о количестве овалов и ромбов? (их поровну, овалов столько, сколько ромбов).

- По сколько фигур? (по девять).

- Давайте попробуем написать цифру «9».

Воспитатель на доске пишет цифру:

- Сначала нужно нарисовать круг….с правой стороны круга, от его серединки, вниз провести короткую линию…а потом закруглить её влево. Попробуйте написать цифру «9» возле левого «облачка», а потом возле правого.

Дети пробуют «написать» цифру «9». Воспитатель не требует от детей точности её воспроизведения, а одобряет все попытки. При желании дети могут попробовать «написать» и другие цифры.

5. – Ребята, что было самым сложным для вас на сегодняшнем занятии?

- Что у вас сегодня получилось лучше, чем раньше?

- Какую цифру вы пробовали написать?

"Позволь происходящему происходить!"