В данной статье мы разберем работу основных PR-технологий на примере музыкального рынка.
Итак, сегодня рассмотрим:
- Понятие «музыкальный рынок»
- Понятие «музыкальный объект»
- PR-технологии в продвижении музыкального объекта
- Интернет-технологии в продвижении музыкального объекта.
Понятие «музыкальный рынок» и «музыкальный объект»
Музыкальный рынок или музыкальная индустрия — это деятельность, в основе которой лежит творчество – создание музыкального продукта, а также последующие его распространение и продвижение для получения прибыли.
В музыкальной сфере объектом продвижения может выступать само музыкальное произведение, или событие, связанное с искусством - музыкальный фестиваль, концерт, конкурс.
PR-технологии в продвижении музыкального объекта
Продвижение музыкального исполнителя или музыкального продукта предполагает использование различных PR-технологий.
Инструментами продвижения могут быть:
- Музыкальные мероприятия, то есть конкурсы или фестивали. Это хорошая возможность для молодого артиста проявить свой талант и продвинуть его среди своей целевой аудитории, так как фестиваль сам занимается продвижением и выделением аудитории. Обычно фестивали выбирают отдельную тематику или жанр в музыке, таким примером может служить фестиваль «Нашествие», он базируется на рок музыке или «Alfa Future People», который представляет жанр электронной музыки. По таким же критериям распределяются конкурсы, например Международный конкурс «Lanote Jazz» базируется только на джазовой музыке. Таким образом, фестивали и конкурсы позволяют облегчить анализ целевой аудитории мероприятия, так как по заданному жанру будет понятно какая публика придёт на фестиваль или конкурс.
- СМИ. Продвигая субъект музыкальной индустрии в прессе важно учитывать жанровую специфику издание. Информационные заметки, статьи на смежные с музыкальной темы, обзоры, рецензии, интервью и иные публикации способны привлечь внимание аудитории. Удачно написанный текст о новых музыкальных проектах, как правило, запоминается.
- Музыкальные телеканалы. Телевидение продолжает играть важнейшую роль на медийном рынке России, включая в себя более 48% всех рекламных бюджетов [8, C.61]. Телевидение задействует не один орган чувств потребителя, а предлагает визуальный и аудиоматериал, что повышает процент узнаваемости музыкальных проектов. Телевидение предлагает разнообразный контент, который способствует раскрутке проектов из сферы музыки: клипы, записи концертов, реалити- и ток-шоу, конкурсы, программы на музыкальные темы.
- Радио. Радио не привлекает внимание нескольких органов чувств одновременно, человек может заниматься своими делами и при этом узнать новые музыкальные продукты. Самые распространенные формы продвижения на музыкальных радиостанциях — это интервью с артистом, такой вид позволяет узнать артиста поближе, тем самым есть возможность создать ему правильный имидж в глазах фанатов или сделать анонс нового творчества. Ещё одной формой продвижения артиста на радио являются различные розыгрыши билетов на концерт исполнителя или мерча артиста.
Таким образом, продвижение музыкального проекта в средства массовые информации можно охарактеризовать как выгодное, потому что музыкальных исполнители могут получить внимание уже проанализированной СМИ целевой аудитории.
Отдельно стоит выделить коллаборации – привлечение аудитории другого обычно более известного исполнителя (особенно подходит для продвижения малоизвестного артиста). При совместной работе двух разных исполнителей важно учитывать, чтобы целевая аудитория хотя бы частично совпадала. Вариантом сотрудничества могут быть выступления на разогреве у более известных групп. Также в качестве коллаборации может выступить запись совместного трека или клипа. Таким примером может служить коллаборация двух исполнителей Justin Bieber, который уже закрепил своё место в музыкальном бизнесе и нового исполнителя Kid Laroi с композицией «Stay». Хит «Stay» преодолел отметку в миллиард прослушиваний, на Kid Laroi в социальных сетях подписалось более 3 млн. человек.
Интернет-технологии в продвижении музыкального объекта
Интернет-продвижение – это комплекс методов и приёмов в Интернете, направленных на привлечение внимания к товару, услуге, повышение популярности и дальнейшего эффективного продвижения.
Среди инструментов, используемых для продвижения в музыкальной индустрии, можно выделить следующие:
- SEO-продвижение – это комплекс мер по оптимизации в целях поднятия позиции сайта в результате выдачи поисковых систем при целевых запросах пользователя. Инструмент используется для увеличения сетевого трафика и количества потенциальных посетителей. Поисковая оптимизация позволяет повысить посещаемость страницы сайта исполнителя или группы, за счет вывода её на лидирующие позиции в поисковых системах. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению значимости сайтов, и, как следствие, продвижения их на верхние позиции. Активно развиваются социальные сети, которые функционально просты в использовании и способны заменить сайты. В связи с этим SEO- продвижение становится менее перспективным направлением в продвижении и достижении узнаваемости для продвижения музыкального продукта.
- Email-продвижение– это один из способов продвижения с помощью рассылки через электронную почту. В продвижении музыкального исполнителя и его продукта таким способом имеется своя специфика, которая не позволяет данному инструменту работать полностью. Такой инструмент может выступать как вспомогательный в продвижении музыкального субъекта и его продукта. Например, email-рассылка может использоваться в качестве напоминания или информирования существующей слушателей о концертах, мероприятиях, выходе альбома, сингла, клипа и т.д. Так, например, во время промо альбома «Trench» все письма группы Twenty One Pilots анонсировали концерты предстоящего тура, в них были промокоды на пресейл билетов и указано время и дата, когда откроется продажа. Так же стоит отметить, что письма были оформлены в стилистике присущей группе и самому альбому - чёрно-жёлтой узнаваемым вороном с обложки релиза.
- Онлайн мероприятия – это организация специальных мероприятий в сети интернет с целью формирования у аудитории лояльности к определенной компании или бренду. Особенно высокую популярность данный инструмент получил во время пандемии коронавирусной инфекции 2020-2021 годов, став практически единственным возможным инструментом общения аудитории с музыкальным исполнителем. Так известный западный артист Travis Scott собрал на свой онлайн концерт в игре Fortnite рекордные 12,3 миллиона игроков, чтобы уберечь людей от распространения коронавирусной инфекции и при этом позволить каждому посетить концерт любимого исполнителя, только в другом формате. Ещё одним примером онлайн мероприятия музыкальной индустрии стал первый в России масштабный онлайн-фестиваль VK Fest. В нем приняли участие более 70 артистов из России и стран СНГ. За семь дней VK Fest собрал около 280 млн просмотров от 41 млн зрителей более чем из 200 стран.
- Музыкальные стриминговые сервисы. Стриминговые (потоковые) сервисы – это технологии, работающие по принципу передачи материала от провайдера к конечному пользователю. Такие сервисы дают возможность получать необходимые файлы в режиме онлайн без необходимости скачивания за определенную плату.В настоящее время происходит активное распространение и использование музыкальных стриминговых сервисов. К 2021 году объем стриминга в России достиг 246 миллионов долларов, а количество подписчиков - 20 миллионов слушателей. По данным исследования, последние пять лет стриминг в России рос общемировыми темпами на 10-30 процентов в год. Дополнительным стимулом стало появление комбинированных подписок "Яндекс.Плюс" и VK Combo. Появление стриминговых сервисов значительно изменили потребление музыкальных продуктов. Данные сервисы позволяют делают прослушивание более удобным и доступным, так как создаются персонализированные подборки музыки – это позволяет привлечь большее количества потребителей, а значит повысить прослушивание. Поэтому стриминговые сервисы нужно рассматривать как один из самых важных инструментов в продвижении музыкального субъекта.
- Социальные сети. Социальные сети позволяют поклонникам связываться со своими кумирами, следить за их жизнью и творчеством. Популярность социальных медиа в 21 веке несомненно сыграл на руку музыкантам: делиться новостями стало проще, проще найти свою аудиторию и коммуницировать с ней напрямую.
Для введения социальных сетей исполнителей или группы используется SMM - представляет собой комплекс мер, которые предпринимаются для продвижения. Социальные сети являются самой популярной категорией сайтов, поэтому они обладают большим трафиком. В популярных социальных сетях пользователь может активно делиться своими мыслями и отвечать на вопросы, что также позволяет выстраивать определенный имидж артиста, взаимодействуя со своими слушателями напрямую.
Существует две основные функции, которые служат продвижению объекта в социальных сетях:
А) Ведение официальных групп и страниц компании, коллектива;
Б)Настройка таргетированной рекламы.
В первом методе важным является создание и размещение в сообществе либо на странице музыкального исполнителя качественного контента, который был бы интересен целевой аудитории и распространялся путём передачи от одного пользователя к другому. Таргетирование рекламы является платной функцией социальных сетей, однако в зависимости от бюджета она позволяет охватывать различные группы людей и привлекать новую аудиторию в уже созданные страницы и сообщества.
Музыкальный исполнитель может использовать социальные сети определенного вида для достижения различных целей: так социальная сеть для общения может служить каналом для общения исполнителя и аудитории, а социальные сети для обмена медиа контентом – своего рода хранилищем результатов творчества музыканта.
Помните, что данный перечень инструментов нельзя назвать исчерпывающим, так как интернет-пространство стремительно и непрерывно развивается.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что музыкальная индустрия позволяет использовать множество технологий и инструментов в продвижении музыкального проекта или его продукта. Более активно развивающимся и использующимся механизмом продвижения в музыкальной индустрии можно считать интернет-продвижение, так как оно позволяет затронуть большую часть целевой аудитории.
Сегодня мы разобрали на примере музыкального рынка работу PR-технологий и интернет-продвижения более подробно,
Ваша SMM Барыня