Найти тему
МузАртМедиа | MusicArtMedia

Самый рождественский балет - "Щелкунчик" и... его маленький секрет

🍬Кто мог подумать, что деревянная игрушка для колки орехов покорит мир?
А все благодаря музыке Чайковского!

Эскиз костюма Щелкунчика Роберта Пердзиолы (Бостонский балет)
Эскиз костюма Щелкунчика Роберта Пердзиолы (Бостонский балет)

Каждый год во время зимних праздников сцены музыкальных театров и концертных залов оказываются во власти «Щелкунчика».
Среди знаменитых фрагментов этого балета - «Танец феи Драже», своим волшебным звуковым обликом во многом обязанный тембру
челесты. Вслушайтесь в эти хрустальные переливы!

Это сейчас челеста - один наиболее популярных дополнительных оркестровых инструментов. А вот в конце XIX века он представлял собой инновационную диковинку, изобретенную французским мастером Огюстом Мюстелем.
Название ее происходит от итальянского celeste, что означает «небесный». И правда, челеста звучит волшебно, словно мягкие колокольчики.

Челеста собственной персоной
Челеста собственной персоной

Будучи в Париже, Чайковский услышал звучание этого инструмента и был им бесконечно очарован. Разумеется, композитор не мог не поддаться искушению использовать божественный тембр в своих сочинениях.
Забавно, что Чайковский, прося своего издателя Юргенсона приобрести инструмент, настаивал на скрытности этой покупки:

«Я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают, раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами»

Секрет удалось сохранить, и первыми русскими сочинениями, где звучит челеста, стали баллада «Воевода» и балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Сейчас можно только представить, какой необычайный эффект произвел на слушателей того времени этот тембр!

Поздравляем вас с Новым годом и Рождеством, дорогие подписчики! Благодарим, что вы с нами и желаем вам самых ярких и светлых чудес в жизни, какие случаются только в сказке - такой, как в шедевре Петра Ильича Чайковского!