Святки на Руси — период с Рождества (25 декабря по старому стилю / 7 января по новому стилю) по Крещение (6 января по старому стилю / 19 января по новому стилю). «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся», — писал один из исследователей народных обычаев.
И, разумеется, эти традиции нашли отклик и в музыке русских композиторов.
Что послушать в эти январские дни?
🌟 П. И. Чайковский. Декабрь из цикла «Времена года» (1875—1876)
Фортепианный цикл «Времена года» — это зарисовки из русской жизни, природы, быта, олицетворение годичного круга забот и праздников. Финальная пьеса цикла — «Декабрь», или «Святки» — светлый лирический вальс, в котором уже ощущается радостное предвкушение зимних праздников. К этой пьесе Чайковский подобрал эпиграф из поэмы В. А. Жуковского «Светлана»:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…»
🌟 П. И. Чайковский. Опера «Черевички» (1885)
Эта опера — один из первых образцов лирико-комического жанра в русской классике — написана на основе сюжета повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и повествует о кузнеце Вакуле, красавице Оксане, ведьме Солохе и ее поклонниках. И чудес в ней не меньше, чем в литературном первоисточнике!
🌟 Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством» (особенно — Колядные песни; 1895)
Через десять лет после Чайковского к сюжету гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» обратился и Николай Андреевич, а в подзаголовке оперы указал жанр «быль-колядка». Композитору особенно удались симфонические эпизоды: зимние пейзажи Диканьки, полет Вакулы в столицу, пляска звезд... Композитор называл эти симфонические картины — «движущимися».
🌟 В. И. Ребиков. Опера «Ёлка» (1900)
«Ёлка» — камерная моноопера, в которой картины меняются без перерыва: Ребиков отказался от привычных оперных форм — арий, ансамблей, хоров, заменяя их сплошным, непрерывно развивающимся потоком музыкального действия. Написано произведение было по мотивам двух грустных рождественских историй — «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского. Самый популярный номер оперы — знаменитый вальс, являющийся кульминацией всего произведения.