Не просто так ходила эта шуточка среди советских офицеров, ой, не просто… места, для уроженца Севера ли, Центральной ли России, Дальнего Востока, Кавказа – ой, непривычные.
Ночью, бывает, выпадает снег, а уже утром тает без следа под жгучим солнцем. И приходят жары. Чтобы следующим вечером вновь смениться холодом…
Российская империя пришла сюда в начале восьмидесятых годов XIX века. В то время эти земли названы были Закаспийской областью, а руководить ими поставили генерала Александра Комарова – генерала боевого (а других в то время и не встречалось), участника Кавказской войны.
Политику внутреннюю в области он, с подачи Петербурга, вел весьма осмотрительно и взвешенно, бесчинств не допускал, налоги не драл, да и в традиционный уклад жизни местных без особой нужды не лез: уважал их право жить, как привыкли.
И все бы так и шло, да вот жители города Мерв, древнего торгового центра, сами попросились в русское подданство.
*************************
Нет, это было не лицемерие захватчиков, не дезинформация и не спектакль: из Мерва, и правда, прислали делегацию, с которой долго переговаривались, и, в конце концов, договорились. Было это в 1884 году.
Как раз на Балканах очередное обострение пошло – Болгария, совсем недавно вероломно освобожденная кровью русских солдат от турецкой зависимости и получившая государственность, была на грани разрыва дипотношений с Россией. И спустя два года – в 1886 – таки, их разорвала. Притулившись к Австро-Венгрии.
…А в случае добровольного присоединения Мерва русским и конкретно генералу Александру Комарову приписывают некую хитрость вероломную (наивную до изумления): мол, послал он переодетого русского солдата, который под видом местного жителя разгуливал по мервскому базару, направо и налево расписывая прелести русского подданства.
А потом с этой же целью проник и во властные (!) структуры города. И ведь убедил!
Конечно, сказка, конечно, наивная. Но факт – есть факт: сами попросились.
********************************
Что давало России присоединение к Империи Мерва с территорией? Помимо головной боли и обострения отношений с Британией? Границу. С Афганистаном. Удобную.
А британцы нервничали: Россия теперь вплотную придвинулась к ее афганским владениям. В Афганистане британцев, скажем мягко, не любили, и в воображении лордов из одноименной Палаты Парламента он уже превращался в плацдарм русского наступления на Индию. Вопросом, а оно России надо, - британцы не заморачивались: пригодится.
Ну, по порядку:
В долине реки Кушки, у которой стоит город Мерв, есть оазис, названный Пенде.
Туркменские племена, в нем испокон веку обитавшие, считали оазис своим, хотя и числились формально афганскоподданными.
Их из Кабула не беспокоили, налоговиков не слали – и ладно.
Вот с этого момента все и начинается.
Английские историки уверены: русские отобрали у бедного (которого в узде держали их войска) эмира исконно афганские земли. Российские историки придерживаются версии иной: эмирской власти тут не стояло.
Если же говорить серьезно, то для России занятие Мерва позволяло наладить сообщение между Закаспийской областью и Туркестаном. Например, железную дорогу построить.
И в 1883 г. в Мерв была отправлена миссия штабс-ротмистра аварца Максуда Алиханова-Аварского и майора туркмена Махтумкули Нурбердыханова с целью уговорить власти Мерва к принятию российского подданства.
Российские дипломаты – мусульмане вели переговоры уважительно, тактично и добились своего: в феврале 1884 г. к начальнику Закаспийской области Александру Комарову в Асхабад прибыла депутация из Мерва с прошением о принятии в российское подданство.
Уведомили Государя.
Александр III долго думал, оговорил условия – не брать в российское подданство – пока - зависимых от Мерва туркмен – солоров и сарыков. Которые, кстати, тоже в российское подданство просились, что зафиксировано документально.
…Пока не выяснится, как их земли граничат с Афганистаном.
Но Мерв принять согласился: плюсы перевешивали возможные минусы.
*************************************
Однако, вернемся к Пенде… Комарову на месте было виднее, и он считал: берем. Эмиру - не нать, англичанам – не нать, а нам, мож, и сгодится территория при НАШЕМ Мерве.
Англичане (где Альбион и где – Пенде,) тут же начали намекать на российское вероломство: обманули доверчивых британских джентльменов, привыкших всем верить на слово.
«Мерв был завоеван, но Александр III потерял то, что он не сможет никогда вернуть — доверие английского народа», — писала британская пресса.
Тем не менее, Мерв, по факту – российский.
Решили все же не воевать, а договариваться и уточнять границу.
Создали комиссию. Совместную. Послали в те места. С вооруженным
сопровождением.
Напомним, на тот момент никем не занятыми оставались земли сарыков-пендинцев, северные предгорья "Гератского" хребта и земли солоров - пустыни.
Александр III решил ввести туда войска только после определения комиссией их границ с Афганистаном. Чтобы все - по правилам.
***********************************
Тут придется опять о скучном: о дипломатии.
Еще в 1872 - 1873 гг. между Россией и Великобританией было заключено соглашение, в соответствии с которым определялись территориальные пределы Афганистана. Как и контуры Среднеазиатских российских владений. По этому договору британские власти вроде бы обязывались удерживать горячего афганского эмира от экспансии. Создавалась своего рода буферная зона между российскими и британскими владениями.
Однако англичане о договоренностях быстро забыли: в декабре 1883 г. с их согласия афганцы захватили ханства Шугнан и Рошан, граничащие с Бухарой (вассал России) и Ферганской областью Российской империи.
А еще – до какого бы то ни было решения совместной комиссии – с подачи англичан – любителей прецедентного права (кто первый встал – того и тапки) афганский эмир летом 1884 г. ввел в оазис Пенде 200 своих солдат. А пограничные посты афганцев в это же время стали плавно «съезжать» с Гератского хребта. К рекам Мургаб и Теджен. В земли солор и сарыков.
*******************************************
Так эмир занял не только спорные территории, но и вошел на земли, по соглашению 1872 – 73 гг. считавшиеся российскими.
Александр III Миротворец был возмущен: опять англичанка нагадила.
И повелел: "ни в чем им не уступать, наметить самим желательную для нас границу, занять ее войсками и подготовить все на случай разрыва нашего с Афганистаном и Англиею". Вот так.
В дипломатии такой прием исполняется иероглифами и читается как… «Накося – выкуси».
А англичанам велел передать: «Афганцы не имеют никакого права не только на Зюльфагар, Акрабад, и Сараязы, но и на Пенде. Предпринимаемое нами наступление к пунктам этим вызвано захватом их афганцами.
Занятых нами пунктов мы не очистим, попытки враждебных действий со стороны Афганистана, хотя бы против наших сторожевых постов — будем отражать силою».
Сформировали Мургабский отряд. Генерал Комаров повел его, имея задачей занять все земли до р. Кушки, оттеснив к ней афганские посты и разъезды по долине Мургаба.
Что и исполнил к 5 марта.
********************************************
…в той миссии, что шла с афганской стороны, действительно, был десяток топографов. И более тысячи солдат - для их охраны.
Никто не хотел уступать.
Отряды – русский и афганский – встали друг напротив друга.
Британский полковник Риджвей, что был при афганцах, прислал командующему русским авангардом Алиханову письмо: требовал отступить и пугал.
Алиханов в ответ на это с темя сотнями пошел к Аймак-джару, гоня перед собой афганские разъезды в сторону Кушки.
Афганцы скрылись, в очередном письме угрожая "остановить силой сабли, ружья и пушки".
Аварца таким пугать? Алихановские бойцы продолжили гнать афганские разъезды.
Основные же отряды замерли в ожидании. Ждали, кто выстрелит первым. Выстрелил – ты агрессор.
Комаров, позднее, писал: «Афганцы, занимая этот берег Кушки, все более продвигаются вперед, охватывая наш отряд с обеих сторон, что терпимо быть не может. Переговоры… не дали желаемых результатов, почему я решил завтра с рассвета атаковать афганцев». Их было решено спровоцировать.
************************************
Утром 30 марта 1885 года генерал Комаров выстроил войска в боевой порядок и – без единого выстрела – повел на афганцев. Расчет строился на том, что эти великолепные бойцы слабо дисциплинированы.
Историки вопроса уверяют, что план сработал: по свидетельствам очевидцев, афганцы стреляли первыми. Пуля попала в казачью лошадь, та, упав, забилась, а русские бросились в штыки.
Первой исчезла афганская конница, как испарилась. Побежали офицеры, но пехота залегла и стала стрелять. До шестисот афганцев в том бою полегли. В плен попали единицы. Потери Комарова не превысили 40 нижних чинов.
В отчете Государю Комаров писал: «Афганцы сражались храбро, энергично и упорно, оставшиеся в крытых траншеях (похоже, речь идет о кяризах, подземных водоводах)_даже по окончании боя не сдавались; все начальники их ранены или убиты».
Комаров распорядился оказать помощь всем раненым афганским военным, убитых похоронить с мусульманскими обрядами, но скандала все равно не избежал: взвыла английская пресса.
***************************
Выступая в Палате общин, сэр Уильям Гладстон назвал Россию «агрессором» и предложил увеличить военные расходы для поддержки Афганистана на миллион фунтов. Выдвигались идеи по поводу морской блокады российских портов – как в Крымскую войну.
Впрочем, шумом в прессе все и ограничилось.
Военный бюджет, разумеется, увеличили.
Увеличили и военные контингенты в афганском приграничье.
Но дальше – не пошли, предоставив возможность все решать дипломатам. Александр III сохранил за собой Пенде, однако обязался впредь в Афганистан не входить (да больно надо).
Эмира тоже удовлетворили.
А британский протекторат над Афганистаном стал негласно признаваться российской дипломатией.
Границу установили. Для этого была учреждена русско-английская пограничная комиссия, которая и определила северную границу Афганистана. Представителей эмира в нее не позвали.
Россия сохранила отвоёванный Комаровым клочок земли.
На нем позднее был заложен г. Кушка.
Самый южный в Российской Империи.
Есть в России три дыры….
Были.
Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona