Научиться жить в невыносимых условиях
Вчера устроила себе выходной и посмотрела фильм лауреата "Золотой пальмовой ветви" - "Анатомию падения" от французского режиссёра Жюстин Трие.
Когда тебе заходит фильм? Когда ты о нем думаешь некоторое время, анализируешь, пытаешься вычленить главное и что - то для себя берешь в свою собственную копилку размышлений о том, как надо и не надо жить, что делать в трудных ситуациях и кто Я есть сегодня и что с этим делать.
И я настаиваю, что это - не случайный победитель, не прихоть жюри.
Проблемы, вокруг которых крутится сюжет, режиссер, сценарист, оператор- постановщик, крутые актеры, даже гениальная собака - неслучаен.
Фильм похож на театральную постановку, где несколько героев пытаются разобраться в собственной жизни, а самым взрослым и мудрым является 12-летний незрячий сын супругов.
Мы все сегодня так живем и не имеет значение страна. Влюбляемся в человека, и, кажется, вот оно случилось, единственный/единственная, с которой хочется быть рядом, есть рядом, спать и родить ребенка.
А потом эта чертова жизнь, оказывается, мало дает, а больше отнимает.
Страшно другое. Мы начинаем жить совсем другую жизнь, вертимся в предлагаемых обстоятельствах, падаем, сдаемся, иногда поднимаемся. День - за днем, нет времени подумать, кто - Я - сегодня, что мне нужно, доволен ли Я, как дальше жить.
Как часто мы задаем себе эти вопросы? Или лучше не задавать, иначе ответы могут тебя убить, как нашего героя Сэмуэля.
Если тебя что-то не устраивает, если тебе что-то кажется, значит оно так и есть в самом деле.
И с этим надо разбираться, с помощью друзей или психологов.
Жизнь - непростая штука, будь готов, что временами будет хлестать, или ты получаешь удары, которые высасывают из тебя жизнь, или ты становишься камнем, которого не достанет плетка, который будет несмотря и ни на что и вопреки жить эту жизнь, пытаясь взять самое лучшее, что она может дать.
Научиться жить в невыносимых условиях - это достижение, которым ты тоже можешь гордиться.
Поначалу кажется, что сюжет фильма слишком прост, и 2,5 часа вовсе не тянет.
- В чем сила брат?
В правде и истине. А еще в терпении, умении идти на компромисс, видеть, понять и прочувствовать человека, с которым живешь.
Высоко в Альпах в загородном доме успешной писательницы Сандры Войтер погибает муж Сэмуэль. Следствие не может установить точную причину гибели: самоубийство ли это было, несчастный случай, или же намеренное убийство самой главной героиней.
Жила - была семья, где папа и мама - творческие люди, жена - Сандра Войтер, успешная писательница, публичный человек. Чтобы достичь успеха в литераторстве, необходим ряд качеств.
1. Несомненно, талант, с чем ты родился и что тебе дал бог.
2. Развитое мышление.
3. Жизненный опыт.
4. Развитые исследовательские навыки. Понятно, для того чтобы достаточно реалистично описать сюжет, диалоги, героев, события, писателю необходимо довольно подробно исследовать то, о чем он пишет.
5. "Легкое" и даже может ироничное отношение к своей профессии. По - другому это называется целеустремленностью и развитыми навыками самоподдержки.
Недаром Сандра говорит о том, что она может работь как - угодно, где - угодно, урывками, лежа и в этом процессе объект - ее работа в данном моменте, нужна работать - никакая рефлексия не может помешать. Кстати, очень ценное качество. Знаю кучу экспертов, которые никак не могут начат продвигаться и одна из отмазок - не могу работать дома, дом нужно превратить в офис, нет времени, не могу организовать днгь,нужно поймать волну. Кстати, этой хренью страдает муж нашей героини.
Да, и я настаиваю, что в фильме основных 3 героя - жена, сын и собака. А вовсе не инфантильный муж Сэмуэль. Об этом чуть позже.
Думаю, что у них вначале была замечательная семья, в которой были живые люди, творческий нерв и прелестный сын.
Несчастный случай, один удар машины и в 4 года у мальчика поврежден зрительный нерв, восстановление невозможно и жизнь одной семьи разрушена. То, что она разрушится, герои пока об этом не знают, год в больнице, огромные суммы, потраченные на лечение, кредиты. Муж, который винит себя в случившимся, хотя вины его в этом нет, по-моему мнению. Жена, которая переживает разные чувства: страх, горе, боль, гнев по отношению к мужу.
И тут муж предлагает неплохое, вроде, решение. Семья уедет из родной для Сандры Англии во Францию, в одинокий дом, недалеко от Гринобля – родовое гнездо Самюэля, муж перестроит дом, сделает несколько комнат для туристов, они будут сдавать комнаты. Его временная работа учителем, книги и переводы Сандры позволят расплатиться с долгами. И настанет долгожданное спокойствие в семье.
Муж прекратит преподавать, начнет тоже писать книги.
Так планировали и так должно было быть. Но не случилось.
Сегодняшняя жизнь такова. Сандра пишет книгу за книгой, подрабатывает переводами. Она несчастна, но смогла принять, что вот такая уж у нее жизнь. Надо зарабатывать, успеть сделать непрекращающиеся домашние дела, в доме ремонт и беспорядок, но это ей не мешает.
Кто она - Сандра? Сильная женщина, умеющая жить в тех обстоятельствах, которые сегодня дает ей жизнь. Только сильный человек может создать для незрячего сына все условия, чтобы мальчик вновь научился нормально жизнь. Незрячесть - лишь трудность, которую надо преодолеть, а не данность - вот теперь он инвалид со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нет, он - мальчик, который просто не видит. Собака - поводырь, уроки музыки, Даниель сам читает, учится, общается в соцсетях, инвалидность - лишь трудность, которую надо уметь преодолеть.
Теперь - муж Сэмуэль. В фильме неоднократно говорится о том, что он - совершенно несчастен, ибо не смог реализовать свою самую большую мечту. Стать писателем.
А кто сказал, что он может писать книги, что он обладает необходимыми навыками.
Я знаю только одно. Если у тебя есть мечта, ты обязательно приложишь все усилия, чтобы сделать то, что ты должен, чтобы достичь желаемого.
Ремонт, преподавание, занятие с сыном - ничто не может стать препятствием. Это так глупо. Человек, который жалуется на нехватку времени, втихую записывает диалоги жены и кучу времени тратит на то, чтобы расшифровать их.
Стать успешным писателем - это иллюзия, которая как червь, точит Сэмуэля изнутри. Сам он знает, что писать не может, не родился для этого. Может быть, любое другое занятие сделало бы его жизнь лучше, но понимание того, что он никогда не сравняется с женой - для него невыносимо. Нынче он поменялся с женой социальными ролями и мы имеем человека, который отвечает за домашнее хозяйство и образование сына, а мама - которая отвечает за финансы, и она категорически не хочет слушать всю эту белиберду с распределением обязанностей и её все устраивает.
Сандру ужасно раздражает постоянное нытье мужа. В ее парадигме жизни - все просто. Нужно свободное время - найди его, вместо того, чтобы бла - бла - бла. Хочешь писать - пиши. Устал заниматься с ребенком - не занимайся из последних сил, давай, посмотрим, что можно сделать. Не можешь спать со мной - время от времени мне нужен секс - я найду, как это решить.
И вот он - час Икс, жуткий скандал с женой, предъявление многочисленных претензий. Жить так нельзя, и мне нужно время, личное пространство, мне категорически не не нравится моя жизнь и ее надо изменить.
- Пусти меня вперед. Я тут самый главный - взывает к Сандре вот это нечто, но точно не мужик. Сделай же что - нибудь, помоги мне, утешь, освободи, верни меня в мою счастливую жизнь. Не бери мои идеи, не трахайся с другими мужиками, будь такой, какой я хочу тебя видеть. Главное, не пиши книги, не будь успешной.
Вот оно как! Я - ничтожество, а ты будь еще хуже. Где - то мы это слышали, леди. Еще один урок фильма: будь сама собой, ты сможешь все и вот груз в виде ноющей, вечно хныкающей субстанции, надо сбросить с плеч и забыть как страшный сон.
Впрочем, наш друг Сэмуэль вовсе не глуп. С одной стороны он находится в жесточайшем кризисе, с другой стороны пытается еще раз надавить на жену. Скандал заканчивается размахиванием рук и битьем стаканов. Для Сандры - это еще одна истерика мужа, которую надо просто перетерпеть.
Что хочет, - думает Санда, - сам не знает. И все. Для нее это просто эпизод, неприятный, болезненный, но если бы она проникалась бы выкрутасами мужа, то не смогла бы работать. Сначала моя работа, затем Даниэль и это все, на что меня сегодня хватает времени и сил.
Я верю в то, что Сандра не убивала мужа. Господи, да, зачем! Ну вот, да, когда-то совершила ошибку, вышла не за того человека. Впрочем, как мы, я, вы, будете себя вести в сложных и порой невозможных обстоятельствах, заранее никто не может сказать. Так что предугадать нет возможности. Ты - счастливчик, если тебе удастся проявить мужество, когда оно необходимо твоей семье.
После самоубийства мужа следует целый год судебных разбирательств, в которых - она обвиняемая, других -то не нашлось.
Это страшно, когда твою жизнь, ее составляющую сущность, любое твое слово, поступок выносится на обсуждение аудитории. За этот год Сандру просто разобрали на части, а она больше всего боится, какой вердикт для нее вынесет в итоге ее собственный сын, который присутствовал на всех слушаниях, поскольку в картине мира мальчика разрушилось самое главное — безоблачные портреты Мамы и Папы.
Суть же фильма заключается в том, что не только родители, но и судья, присяжные, прокурор, вообщем все, ориентируются на показания Даниэля, а выбрать надо между вариантами:
1. Мама все-таки убила папу и сядет в тюрьму, а я буду слепой сирота.
2. У папы была депрессия, он самоубился, а мама самая хорошая и самая невиновная.
Вот прямо нейтральный такой выбор, судебная тетя! Решай, мальчик!
А приставленная к нему судебной системой добрая тетя не находит ничего лучше, чем сказать ему, мол, ну, пацан, если тебе не хватает фактов, реши, во что ты веришь, и двигай дальше. Вот мальчик и решил, и сделал то, что поддерживает его решимость.
«Если невозможно ответить на вопрос « как? », может попробовать поискать ответ на вопрос « почему? ». Устами младенца глаголет истина. Вопрос, заданный судье 11-летним мальчиком, в полной мере хочется задать самому себе.
Наверное, тут надо сказать, что нужно научиться жить так, чтобы "не было стыдно, как ты провел это время". Это просто невозможно, мы будем ошибаться, падать, любить и ненавидеть. Нам всегда катастрофически не хватает времени, денег, еще чего - то важного и необходимого.
Я убеждена, что если бы. Опять это бы, да. Если бы Сандре и Сэмуэлю удалось бы сохранить не только любовь, а чувство привязанности, то Сандра услышала бы мужа и попыталась что-то изменить в их жизни. А Самуэль не остался бы в ситуации, где я - в ловушке, и завтра, и через год я должен продолжать так жить.
Грустная история.
Жила - была семья - мама Сандра, сын Даниэль и гениальная собака.
Ваша Нара Миансарян
#анатомияпадения #Жюстин Трие #Сандра Хюллер #французскоекино #