«Книга тайн и тайны книги» - именно такой предзаголовок обозначен на обложке известного труда Папюса «Предсказательное Таро»[1].
Черно-белые иллюстрации карт к этой книге были выполнены художником Гaбpиэлем Гулинатом. В полиграфических традициях того времени, счастливый владелец книги самостоятельно должен был вырезать рисунки Арканов, наклеить на картон и непременно раскрасить. По мнению самого Папюса, тaким oбpaзoм устанавливается необходимая cвязь c кoлoдoй карт, когда гадатель caм пpиклaдывaeт усилия к eе coздaнию. А книгa не только подробно описывала Арканы, но и давала подробные пояснения к самой системе Таро и символике карт, а также предлагала некоторые практические советы и схемы раскладов.
Папюс (Жерар Аналект Винсент Анкосс)[2] и его исследования – важное звено в развитии оккультного Таро. Я не буду в очередной раз переписывать творческий путь Мастера - его биографию вы можете найти на просторах интернета, ну а важность его вклада в развитие Таро – в его работах.
Kлючeвыe ocoбeннocти Tapo Пaпюca
Таро Папюса принадлежит традиции французской школы. Здесь Шут – 21 Аркан, а карта Мир – 22. Правосудие – 8, Сила – 11. А 13 Аркан - без названия. И на полях карт Старших Арканов добавлено множество символов – это буквы различных алфавитов (французского, еврейского, санскрита), оккультные знаки и астрологические символы. Такие «подсказки» опытному предсказателю дадут много дополнительной информации, а для начинающего могут создать дополнительные трудности. Поэтому Таро Папюса в ее оригинальном виде – только для «продвинутых пользователей».
На Числовых Арканах – лаконичные символы в марсельском стиле, обозначающие масть и номинал карты. Лишь внизу добавлены оккультные знаки. Карты Двора показывают реальных персонажей, и их толкование Папюс предлагает соотносить с конкретными людьми. Названия мастей, учитывая перевод «Предсказательного Таро» А.В.Трояновским в издании 1912 года, соответствуют названиям мастей игральных карт – Трефы (Жезлы), Черви (Кубки), Пики Мечи) и Бубны (Пентакли).
Говорить о точности цветовых соответствий здесь сложно, ибо творческий процесс самостоятельного раскрашивания Арканов каждым, кто купил книгу и вырезал гадальные карты, дает возможность некоторой импровизации.
И неудивительно, что с развитием цветной полиграфии, стали выходить цветные варианты Таро Папюса. Это не только широко известное издание Papus Tarot Deck, 1982 года, US Games Systems (художник - Оливье Стефан), но и множество «пиратских» вариантов колоды.
Наряду с этим, как и в случае с Таро Уэйта, появилось и другие колоды по системе Папюса. Это Каббалистическое Таро Г.О.М., Ступени Золотого Таро (Таро Тавальоне) и еще одна колода Маэстро Джорджио Тавальоне - Enoil Gavat Tarot.
И, наконец, издательство Аввалон-Ло Скарабео в 2020 году выпускает свой вариант Таро Папюса (авторы Елена Анопова, Анасита Кармелитски, художник – Татьяна Иванова).
В этой версии Таро Папюса издательства Аввалон-Ло Скарабео сюжеты Арканов по-прежнему основаны на классических рисунках Габриэля Гулината, но, похоже, подверглись влиянию времени и прошли компьютерную «обработку» в графическом редакторе. Фигуры персонажей и различные предметы на картах обрели более четкие контуры, на лицах героев читаются их эмоции и настроение.
Яркие краски добавляют символические смыслы Арканам, добавлена традиционная рамка черного, универсального цвета без каких-либо дополнительных «украшательств», на которой остались лишь указания на номер и название карты.
Рубашка черно-желтая, симметричная, с четырьмя анкхами и лучевым свечением по углам. Значит, можно использовать как прямые, так и перевернутые карты.
Есть в новой версии колоды и некоторые отличия от классического Таро Папюса:
- На Старших Арканах отсутствуют астрологические, каббалистические и оккультные символы;
- Дурак твердо закрепил за собой номер 0, вместо 21;
- На XIII Аркане появилась надпись Смерть.
Это в общих чертах. Но, если рассматривать каждый Аркан в отдельности, можно найти некоторое количество «добавленных» деталей. Например, на Аркане Папесса в версии Габриэля Гулината вуаль на лице персонажа отсутствует, а в современной колоде – прорисована. Впрочем, эта самая вуаль, скорее всего, перекочевала сюда из версии колоды Papus Tarot Deck US Games… И, если продолжить детально рассматривать композицию II Аркана, можно заметить, что в новой версии героиня сидит непосредственно между красной и черной колоннами, а в классическом варианте – колонны и полог находятся за спиной Папессы в некотором отдалении.
Таким образом, можно детально сравнить каждый Аркан, выявляя отличия и сходство рисунков. Насколько это повлияет на смыслы карт – нужно еще разбираться.
Цветовые соответствия Младших Арканов:
Жезлы – красный,
Мечи – синий,
Пентакли – желтый,
Чаши – зеленый.
Надо отметить, что для французской школы времен Папюса еще не было жестких цветовых соответствий с мастями Младших Арканов. Цветовая гамма приобрела большее значение позже, в начале XX века, благодаря работам Освальда Вирта. Поэтому, именно в этой современной версии, такой вариант раскраски Младших Арканов можно считать вполне допустимым.
Для каких вопросов подходит колода?
Как и в других колодах французской школы, в Таро Папюса прорисованы сюжеты только Старших Арканов, поэтому, рассматривать вопросы повседневной жизни с этими картами будет не целесообразно, непродуктивно. Ну, а если очень хочется, то можно, если вы конечно хорошо знакомы с оккультными символами, изображенными на Числовых картах, если у вас достаточно опыта соотнести их со значением карты и номиналом позиции в раскладе.
В большей степени, колода Папюса подойдет для оккультных практик, магических воздействий или предсказаний на глобальные темы. Это вопросы из возвышенных, духовных сфер жизни. Это поиск глубинных причин ситуации или возникших проблем. То есть, «любит - не любит» - не для Таро Папюса.
Кому подойдет Таро Папюса?
С колодой в современном варианте издательства Аввалон-Ло Скарабео при определенном усердии, пожалуй, справится даже начинающий. И, на мой взгляд, эта колода может стать первым, немного «упрощенным» инструментом для первого этапа в освоении французской школы Таро. В дальнейшем, если это направления вас увлечет, легче будет изучать и оригинальное Таро Папюса, и другие колоды этого направления.
Удобен этот вариант Таро Папюса и для тарологов, работающих «на потоке» в эзотерических центрах и магазинах, когда визит кверента с экзистенциальными вопросами не исключен, но сложные карты и изобилием магических символов могут создать для посетителя излишнее напряжение. Все-таки, сложные колоды, скорее, для «кабинетной», индивидуальной работы.
Таро Папюса представляет особый интерес для историков магии, для арканологов авторских школ, для коллекционеров. Она как изысканный раритетный инструмент, позволяет ощутить прелесть уходящего девятнадцатого века и шарм французского оккультизма той эпохи.
Татьяна Бородина,
Гранд-мастер Таро,
автор книг
[1] Папюс, Предсказательное Таро. / С.-Петербург, типография «Печатный труд», 1912г, перев. с французского А.В.Трояновского.
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D1%8E%D1%81
------------------------------------------
Все права на данную публикацию
принадлежат Таро-Клубу©️