Найти тему
Роскачество

Можно ли вернуть деньги за подарочную карту?

Подарочная карта самим своим названием намекает на то, как ее чаще всего используют. Но что делать, если такой презент пришелся вам не ко двору, или вы пропустили сроки использования карты? Можно ли вернуть деньги, которые потрачены (чаще всего, это же номинал карты)?

ТАК МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ СРЕДСТВА?

  • Можно ли получить всю сумму или остаток средств на карте?

Да, можно. Потребитель имеет право вернуть либо всю сумму, либо остаток по карте, а побуждение со стороны продавца купить товар или услуги на все средства будет расцениваться в дальнейшем как ущемление прав потребителя по статье 16 [Закона о защите прав потребителя].

Но при этом надо понимать, что существует несколько типов карт:

  1. Карты или сертификаты, приобретаемые с целью дальнейшей реализации в той или иной сети (карты гибкого номинала). Покупатель оплачивает такую карту, как любую другую покупку.
  2. Карты, получаемые в подарок либо приобретаемые в результате реализации продавцами тех или иных рекламных акций. Обычно они достаются потребителю бесплатно.

Важно. Второй вид подарочных карт и взаимоотношения потребителей с продавцами по ним урегулированы условиями рекламных акций, и при разборе любых спорных ситуаций по таким акциям приоритет будет за акционными правилами.

  • Можно ли отдать карту в магазин, если у нее закончился срок действия, и вернуть деньги?

Да, можно. Верховный суд Российской Федерации не раз высказывал суждение о том, что приобретенная подарочная карта (карта гибкого номинала) является авансом, и поэтому отказ магазина принимать к оплате карты и сертификаты даже с истекшим сроком действия является неосновательным обогащением продавца. Об этом, в частности, сказано в определении Верховного суда Российской Федерации РФ от 27 декабря 2018 года № 305-АД18-18522.

По словам Андрея Белоусова, несмотря на то что данное определение и сформулированная в нем правовая позиция приняты Верховным судом РФ по конкретному делу, то есть не являются обязательными для нижестоящих судов, потребитель при аналогичных обстоятельствах вправе использовать это правовое обоснование, указывая, что подобные обстоятельства уже оценивались ВС РФ в пользу потребителя.

Схема действий для возврата средств от юристов, если вы ранее приобрели подарочную карту или получили ее в подарок:

  1. Обратитесь в магазин и скажите продавцу о желании вернуть карту или сертификат.
  2. Если продавец отказал, изложите магазину свое требование о возврате денег в письменной форме.
  3. Если магазин не принял ваше заявление или не удовлетворил указанное в нем требование о возврате средств, обратитесь с заявлением в суд.

Дела о защите прав потребителей не предусматривают обязательного досудебного порядка урегулирования спора, поэтому предшествующие претензионные обращения к продавцу, Роспотребнадзору либо в прокуратуру не являются обязательным этапом разрешения спора. Вместе с тем письменные претензии продавцы редко оставляют без ответа, понимая, что при наличии таковых сократить размеры сопутствующих основным требованиям требований о выплате неустойки либо штрафа будет непросто. Да и судебной практикой вопрос о выплате неустойки все чаще увязывается с наличием претензии.

Поэтому начните с обращения в магазин и составления письменной претензии, на которую продавцы в большинстве случаев дают ответ. И еще раз подчеркнем, что если речь идет о картах, полученных в подарок от магазина или приобретенных в результате рекламной акции, то любые вопросы взаимоотношений между потребителем и продавцом будут регулироваться условиями проведения этой акции.

О плюсах и минусах подарочных карт читайте ЗДЕСЬ.

-2