Сейчас кажется невероятным, но это действительно со мной однажды приключилось. В сентябре 2001 года я приступил к обучению сразу в трёх местах, причём нигде я не учился заочно. Всё – одновременно и с полным погружением!
Как такое оказалось возможным? Всему виной модернизация нашего образования, которая как раз в те годы начала всерьёз пересматривать весь процесс ВУЗовской учёбы. К этому моменту я внезапно уже стал обладателем двух дипломов о высшем образовании.
Почему внезапно? Потому что именно тогда придумали бакалавров, и диплом стали давать после 4 курсов. Ну а второе высшее экономическое было у меня вечерним, и там на бакалавра хватило двух лет.
Как бакалавр я мог завершить обучение или доучиться на специалиста. А в моём конкретном случае был ещё вариант пойти в магистратуру. Но по тем временам учиться на бюджете можно было только в одном месте, а все прочие варианты считались «вторым высшим» и были платными.
Я выбрал всё и сразу. Целый учебный год я учился в трёх местах одновременно. С утра я со своей группой учился на 5-м курсе на специалиста. При этом, для меня это было «вторым высшим», потому что после обеда я уже учился в магистратуре на другом факультете.)) Ну а вечером я уже традиционно получал «специалиста» в соседнем политехе.
Оглядываясь назад, могу смело сказать, что это был интересный опыт. И несколько забавный – ведь в итоге у меня на руках целых 5 дипломов о высшем образовании, из которых один – красный.
Но что мне это реально дало в жизни? Очень неоднозначный вопрос… Обладая огромным перечнем самых разных специальностей, я никогда не работал профильно ни по одной из них! Ни учитель, ни экономист, ни айтишник, ни профессор педагогических наук из меня не получился.
При этом я с уверенностью считаю, что мне пригодилось всё. Но не так, как это было изначально задумано. Наверно всё дело в том, что в наше время само высшее образование как таковое теряет свой традиционный смысл.
Уже 20-25 лет назад мало кто работал по специальности в дипломе. Среди выпускников моего педагогического учителями шли работать меньше половины вчерашних студентов – к большому неудовольствию начальства университета.
Зачем нужен такой ВУЗ, который готовит непонятно кого и непонятно зачем? В то время вообще был бум самых разных ВУЗов, подчас непонятного содержания и назначения. Например, в моём районе есть «Копейка» - Институт Потребкооперации. Я даже примерно затрудняюсь предположить - каких специалистов он может готовить! Название ни о чём не говорит!
Собственно, спрос рождает предложение. Устраиваясь на работу в те времена, я всегда сталкивался с обезличиванием высшего образования. Работодателю был важен факт наличия диплома о высшем образовании, а какое оно конкретно – разницы не имело.
Изменилась ли ситуация сейчас? Ни разу нет. Единственно – многие картонные ВУЗы лишились лицензий и права выдавать дипломы государственного образца. Да и профильное образование обязательно требуется только в отдельных организациях. Ну не может стоматолог работать с дипломом политеха или сельхоза!
В чём тогда смысл высшего образования? Обучаясь целый год в трёх местах, я хорошо это понял. Трижды в день я попадал в самую разную среду, в три разных мира. И пропитывался аурой и информацией, общаясь с людьми из этих миров. То, что контингент и студентов, и преподавателей везде принципиально был иным, - поначалу очень поражало, но потом я привык.
Размышляя об этом, я пришёл к очевидному выводу: большинство классических ВУЗов в наше время уже потеряли свою актуальность! Какой смысл в сегментации на педагогический, политехнический, сельскохозяйственный и институт городского хозяйства?
На мой взгляд, на базе всех этих и других вузов есть смысл организовать некую «высшую школу», где будут учиться школьники 12-15 классов, причём по единой программе. А вот уже дальше – пожалуйста, получайте специализацию в выбранной сфере. Техническое, гуманитарное, экономическое, юридическое – это кому что по душе.
Я хорошо помню, как был не готов в свои 16 лет ответить на вопрос, кем я хочу стать. Мне нравилась биология, а в нашем городе это либо Медицинский на доктора, либо Педагогический на учителя биологии…
В 20 лет человеку уже гораздо проще ответить на этот вопрос! Из моих коллег студентов почти половина потом всё равно доучивались или переучивались. Да и сам я дополнительно учился на логиста и по программе английского языка. И смысл всех этих конкретных 5-ти моих дипломов?
Точнее было бы сказать, какую пользу я извлёк из своего образования. Здесь всё просто – мировоззрение. Как следствие образовательного процесса я понимаю педагогические принципы воспитания и обучения детей, умею общаться с людьми и доносить информацию. Экономическое и айтишное образование позволяет общаться с этими людьми на их языке, равно как и с учёными, ведь я понимаю академический подход как в коммуникациях, так и в исследовательской работе вообще.
Разностороннее образование позволяет лучше адаптироваться в окружающем мире. Но при этом не даёт конкретных профессиональных навыков. Да и сами эти конкретные знания в наше время очень быстро устаревают.
Очевидно, что в системе нашего высшего образования грядут большие перемены. Работы у наших руководителей очень много. Надеюсь, что всё изменится в лучшую сторону. Насколько всё будет придумано и реализовано грамотно? У меня есть способ это проверить. Достаточно просто ответить на вопрос: реально ли будет учиться одновременно в трёх местах и получить пять дипломов?
Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!