В 2023 году на петербургских путях появился трамвай, вызвавший немало споров. Это «Достоевский». Одни – в восторге от его футуристического ретро-образа, другие считают его жалкой пародией на знаменитого «Стилягу». На наш вкус – отличный трамвай, хотя как всякая новинка еще потребует доведения до ума. Но сегодня мы о цвете трамвая.
Для «Достоевского» (а также укороченного «Довлатова») выбрано сочетание двух цветов: слоновой кости и зелено-лазурный. Они тоже вызывают у нас исторические ассоциации, поэтому давайте сегодня поговорим, насколько зеленый – традиционен для трамвая нашего города?
Исторически первым цветом Петербургского трамвая стал красный. Вспомним стихотворение Николая Гумилева «Алый трамвай». Это было связано с необходимостью обозначить новое для города транспортное средство как источник потенциальной опасности. Однако постепенно в палитре трамвая нашего города стали появляться и другие цвета, в том числе зеленый, синий и лежащие между ними оттенки.
Первым «зеленым трамваем» стал трамвай Оранэлы, уникальной пригородной трамвайной линии, запущенной в январе 1915 года между Нарвскими воротами и Путиловским заводом (в 1920 году продлена до Стрельны).
После революции «первая русская электричка» была передана в НКПС, поэтому вагоны Оранэлы окрашивались как и вагоны поездов в зеленый цвет. Однако с переходом в 1929 году Оранэлы в городское трамвайное хозяйство, этот колер на некоторое время ушел.
В 1950-е годы зеленый цвет вернулся как вариант окраса послевоенного трамвая ЛМ-49, прозванного «Слоном» (парным к зеленому выступал цвет слоновой кости).
Свою роль сыграл трамвай ЛМ-57 «Стиляга». Он окрашивался разными парками в три варианта цвета: «слоново-зеленый», «слоново-красный» и «слоново-синий».
Цвет стал таким популярным, что в зеленый цвет стали перекрашивать и старые «Американки», которые никак, кроме как с алой расцветкой не ассоциировались.
Широкое же употребление цвет травы и листвы в окраске городских трамваев появился в «золотой век» ленинградского трамвая: 70-80е годы.
Тогда каждый трамвайный парк (а их в это время было 10!) выбирал цветовую схему для своих трамваев. Иногда, как говорят ветераны, эта схема была импровизацией работников покрасочного цеха и зависела от имевшейся в наличии краски.
Например, трамвайные парки №2 (Василеостровский, им. Леонова), а также №8 (Кировский) и №9 (им. Котлякова, бывшее депо Оранэлы) взяли в качестве основного цвета желтый, а борта стали окрашивать полосами синего или зеленого цвета.
Особенно такая пара цветов эффектно смотрелись на трамваях ЛМ-57 – «Стилягах», вдохновивших дизайнеров ретрофутуристического «Достоевского».
Через некоторое время Кировский трампарк на улице Маршала Говорова (ныне филиал «Котляковского трампарка») взял зеленый цвет и вовсе за основной и использовал его вплоть до закрытия парка в 2003 году.
Затем 8-й трампарк вернулся к унифицированной окраске в «слоново-бордовый» цвет, но к 100-летию Оранэлы в 2016 году один из трамваев ЛВС-86 был окрашен на некоторое время в исторический.
В 2000-м году несмотря на трудности Петербургский трамвайно-механический завод выпустил новый вагон ЛМ-99, который на заводе первоначально окрашивался в зеленый цвет, за что и получил название «Кузнечик». Кстати сегодня в качестве учебных вагонов используются в основном используются те самые ЛМ-99 и они издалека видны ярко-зеленым цветом.
Так что зеленый цвет можно назвать одним из традиционных для трамвая нашего города.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL