Заявления Минфина США, ситуация в Красном море, отказ Финляндии от СПГ из РФ. Об этом подробнее — далее
Действия и последствия
В новый год мировая нефтегазовая отрасль вошла с еще одной горячей точкой на карте мира. Этой горячей точкой, которая также значительно влияет не только на рынок нефти, но и на все остальные рынки, стало Красное море.
Активизировались хуситы Северного Йемена, начав активные атаки на гражданские торговые суда, прикрывая свои пиратские действия мотивом, что они наносят удары возмездия по судам, принадлежащим Израилю.
Конечно, под удары дронами и захваты попадают не только как-то опосредованно относящиеся к Израилю торговые суда, но и все остальные. И это сильно повлияло на температуру на мировых рынках.
Через Суэцкий канал и Красное море проходит 12 процентов мирового трафика поставок нефтепродуктов и потребительских товаров. Что сделали судовладельцы? Конечно, на фоне высоких угроз своим судам половина компаний отправила свои танкеры и контейнеровозы мимо Красного моря вокруг Африки.
Что неизбежно удорожает стоимость транспортировки грузов покупателям и приведет к росту цен. Причем не только на нефтепродукты. Подорожает все — от одежды до еды. Кстати, не все сразу замечают, что большие убытки понесет Египет. Ведь доходы от прохода судов через Суэцкий канал составляли большую часть госбюджета Египта. Снижение их вполовину будет весьма ощутимо для страны.
США и европейские страны отреагировали на эти угрозы, начав совместную морскую операцию «Страж процветания» в Красном море, обеспечивая безопасное судоходство. Казалось бы, объединенные силы должны были быстро приструнить хуситов, но на деле так не очень получилось. И второй по величине морской контейнерный перевозчик Moller-Maersk уже в первых числах наступившего года заявил, что продолжит пускать свои суда в обход Красного моря.
Есть подозрения, что такое решение было принято на фоне заявления главы Минфина США Джанет Йеллен, что кризис в Красном море никак не отразится на цене топлива внутри Соединенных Штатов.
Судовладельцы восприняли это как сигнал о том, что Штаты не очень ретиво будут обеспечивать безопасность, если у них нет серьезной угрозы для своей экономики. Что подтверждает тезис о том, что не бывает действий без последствий.
Неторопливая Финляндия
Не уходя далеко от Красного моря, стоит отметить, что глава Минфина была в чем-то абсолютно права. Основную угрозу атаки на торговые суда хуситами несут странам Европы. Ведь основной трафик идет именно оттуда и туда. И тут важным моментом является серьезная зависимость европейских стран от поставок СПГ, которые начали замещать прекратившиеся поставки трубопроводного газа из России. Понятно, что СПГ в значительных объемах поставляется из скандинавских стран, но страны Южной Европы большие объемы сжиженного газа получают через Суэцкий канал. И снижение поставок или их удорожание за счет альтернативных маршрутов никак не улучшают положение в энергетике Старого Света.
На этом фоне несколько странно выглядит декларируемый отказ Финляндии от поставок СПГ из России. Что послужило тому причиной — пока сказать трудно. То ли уверенность в надежности своего северного соседа — Норвегии, который поставляет большую часть СПГ для Германии, то ли какие-то другие резоны. Пока точная дата прекращения поставок российского СПГ в страну Суоми не названа. Однако министерство окружающей среды и климата Финляндии уверено, что это случится в следующем году. Понимая обозначенные сроки, можно предположить, что финны не торопятся с отказом от российского СПГ, пока не восстановлен поврежденный газопровод Balticconnector.
Ссылка на статью: https://oilcapital.ru/news/2024-01-07/voskresnyy-vecher-s-nik-deystviya-posledstviya-i-netoroplivaya-finlyandiya-3146947