На Руси в колдовство верили с древних времен. В сельской местности и городах были особенные люди, к которым можно было обратиться, чтобы они вернули любовь, навели порчу или помогли в других делах. Местные жители зачастую уважали колдунов и знахарей, но с Крещением Руси их начала преследовать церковь. В архивах сохранились материалы сыскных дел, из которых можно узнать, кто обращался к колдунам, какой вред они могли причинить и как их наказывали.
В Древней Руси языческих служителей, звездочетов и предсказателей, которые якобы обладали тайными знаниями, предрекали судьбы и могли изменить ход событий, называли волхвами. В народе волхование — языческие обряды — не считали чем-то преступным. Отношение к ним зависело от того, приносила магия пользу или вред. Однако в христианской традиции колдовать было запрещено. После Крещением Руси появились церковные суды, которые рассматривали дела о магических действиях, волховании, колдунах и зелейниках— составителях ядов и приворотных зелий. Церковь запрещала и народную медицину — снадобья изготавливали лекари в монастырях.
Изначально официальный суд наказывал колдунов не строго, запрещая им временно или навсегда посещать храм. В XV веке распространились доносы на колдунов, а наказания стали более жестокими. Известно одно из дел этого времени: жену князя Московского Ивана |||, Софью Палеолог, обвинили в том, что ее посещали «лихие бабы» с зельем. Подобные наговоры использовались в том числе и для политических интриг. Княгиня Софья попала в немилость к супругу, а «лихих баб» Иван III повелел утопить в Москве-реке.
Несмотря на немилость церкви, в народе ворожеек и колдунов уважали, но только до тех пор, пока не случалась беда: засуха, эпидемии, ливни, неурожаи. В этом случае местные жители жаждали жестокой расправы. В 1547 году в Москве из-за сухой погоды несколько месяцев длился большой пожар, в котором погибли тысячи людей. Виновницей посчитали Анну Глинскую, бабушку Ивана Гроздного: якобы она превратилась в птицу, стала летать над городом и окроплять постройки кровью, от чего и возник огонь. Толпа требовала выдать колдунью и ее родственников, но Иван Грозный защитил ее.
Царь и сам обращался к ведунам. Исследователь фольклора:Александр Афанасьев описал такое событие: в последний год жизни Грозного в небе появилась комета, которую он из суеверия посчитал знаком близкой смерти. Царь повелел собрать чародеек с Севера и привезти в столицу. В Москву прибыло около 60 колдуний, и сподручные государя каждый день спрашивали их, что ждет правителя.
Царская прислуга приносила специальную присягу — что обязуется не вредить с помощью чародейства. Историк Иван Забелин привел в своем труде «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» выдержку из этой присяги:
…В их государском платье, и в постелях, и в изголовьях, и в подушках, и в одеялах, и в иных во всяких государских чинех никакова дурна не учинити, и зелья и коренья лихова ни в чем не положити…
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕЙ МАГИИ.
Магия древних славян была построена на умении контролировать вмешательство в жизнь людей богов, духов и природных сил. Славяне делали подношения богам с целью задобрить их и получить в обмен благополучие. Практически на любое жизненное событие наши предки имели специальные обряды (на рождение ребенка, бракосочетание, посев и сбор урожая, поход на войну, торговлю и др.). Это нужно было для того, чтобы не разгневать богов и получить их поддержку в серьезных начинаниях.
Примечательно, что у древних славян не было таких понятий, как «добрые» или «злые» боги. Люди верили, что все Высшие сущности выполняют свои определенные функции, необходимые для жизни в различных мирах.
Другое дело, что божественную силу можно было направить как на добрые, так и на недобрые свершения - последнее было уже на совести тех, кто занимался вредительством по отношению к другому человеку. В большинстве же своем магия славян была светлой, созидательной, и целью ее ритуалов было помочь в решении бытовых вопросов, исцелении болезней, защите от негатива. При этом слава о ведунах, волхвах и знахарях распространялась далеко за пределы славянских земель, и к ним обращались за помощью даже чужеземцы.
Древние славяне верили в одушевленность природы, ощущали присутствие духов в повседневной жизни и старались жить в соответствии с законами мироздания. Они также часто обращались за помощью или советом к своим Предкам. Ушедших в мир Нави (мир мертвых) старались задобрить и восславить, а в трудную минуту просили у них защиты. Считалось также, что умершие родственники могли выступать посредниками между живущими и богами.