С незапамятных времён человек стремился увековечить своё представление о красоте. Но время было безжалостно к его творениям. Рухнул Колосс Родосский, сделанный из железа, кирпичные стены древнего Вавилона ушли в небытие. Памятники российского деревянного зодчества также остаются в прошлом, оставляя о себе память лишь в поздних летописях и рисунках. Можно бесконечно перечислять утраченные человечеством артефакты из разных материалов, но очевидным остаётся один факт: те творения, которые изготовлены из природного камня сегодня рассказывают нам о своих временах, вкусах, намерениях людей давно исчезнувших цивилизаций.
Мраморные статуи античного мира, пирамиды Египта и Мексики, заброшенные храмы Индокитая смотрят на нас свысока, и им не нужны аргументы, чтоб доказать своё превосходство над временем.
Древнейшие заповеди Ветхого завета, своды законов первых государств, хитросплетения отношений в древнем Египте – обо всём этом мы узнаём после изучения каменных артефактов. Папирусы истлевают, бронзовые и золотые таблички переплавляются чёрными копателями, керамика трескается и рассыпается. Человечество создало огромное количество новых материалов: композиты, пластмассы, сплавы различных металлов, но все они не гарантируют успех в споре со временем.
Именно по этой причине основную роль в увековечивании памяти сегодня человек доверяет камню. Природный камень в наше время используется во всех сферах промышленности, но его декоративные качества особенно широко используется в строительстве. Граниты украшают внешние фасады, а мрамора внутренние интерьеры.
И, конечно же, камень незаменим при изготовлении памятников. Разнообразные оттенки и тональности можно встретить в качественно отполированных мраморных и гранитных изделиях.
По какой причине камень так устойчив к воздействиям окружающей среды? Ответ на этот вопрос в происхождении этого материала. Граниты образуются из остывающей магмы в недрах нашей земли на протяжении сотен миллионов лет. В результате атомы слюды, кварца и полевого шпата в расплаве, притягиваясь к друг другу, формируются в причудливые кристаллы.
Если магма остывает быстро, всего несколько миллионов лет, то на выходе мы имеем однородную и мелкозернистую структуру базальта.
Но если расплав в состоянии покоя остывает на протяжении миллиардов лет, то различные химические элементы образуют слои, так образуются месторождения слюды, кварца, кремния.
Такие породы называются магматическими. Граниты, габбро, диабазы таким образом сохраняют полированную поверхность сотни и тысячи лет, при этом не меняя своих физических свойств и цветовой гаммы, несмотря на перепады температур и влажности.
Совсем иное происхождение имеют известняки, мраморы и змеевики: исходный материал, который использует природа для их изготовления, это не магма, а осадочные породы (известь и глина). Находясь под воздействием высокого давления и температуры, осадочные породы спекаются, пропитываясь рассолами и нефтью, на протяжении нескольких миллионов лет проходя процесс метаморфоза, в результате чего меняют свои физические свойства, и поэтому называются метаморфическими. В результате при дальнейшем распиливании образуются причудливые рисунки. Такие породы менее устойчивы к воздействию окружающей среды, но при должном уходе и правильном изготовлении изделия могут служить людям сотни и тысячи лет.
Античные статуи, даже находясь в активной кислотной среде почвы, не утратили своей прелести спустя несколько тысяч лет.
Таким образом, природный камень приобретает устойчивость к воздействию окружающей среды, не свойственную другим материалам.