Найти тему
61,9K подписчиков

Ещё раз про умные счетчики. Куда жаловаться на проблемы?

17K прочитали

Проблема своевременной оплаты напрямую связана с учётом, но помогут ли потребителям умные счётчики? Ведь развитие и модернизация электросетей напрямую связана с платой за электроэнергию.

Зачем такие счетчики сейчас устанавливают повсеместно? Что делать, если счётчик обсчитывает? К кому обратиться?

Тема поднималась на канале не раз, но актуальности не потеряла. Все ссылки будут в конце статьи.

Существует ли документ, по которому производится установка счётчика на опоре?

Внимательно изучив пункт 1.5.27 ПУЭ, можно прийти к выводу, что установка электросчётчика на опоре прямо противоречит его требованиям.

пункт 1.5.27 ПУЭ
пункт 1.5.27 ПУЭ

Почему счётчики устанавливают на опоре, если в ПУЭ чёрным по белому написано совсем другое?

К сожалению, у специалистов энергоснабжающих организаций и на этот вопрос есть простой ответ. Дело в том, что требование ПУЭ не относится к бытовым абонентам, а ещё ПУЭ носят рекомендательный характер.

Более подробно с нормативами вы можете ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 4.05. 2012 г. №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии". Если у вас проблемы с установленным счётчиком, то внимательно изучите 10 раздел этого постановления.

Также можно ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 18. 04. 2020 г. №554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учёта электрической энергии».

Постановление Правительства РФ №554
Постановление Правительства РФ №554
Также о нормативах и противоречиях при установке умных счетчиков читайте в статьях в конце.

С какими моделями проблемы возникают чаще?

Наиболее часто происходят проблемы с умными однофазными счётчиками с двумя датчиками тока. Примером такого счётчика является Энергомера CE208 модификаций C2 и C4, или однофазный счётчик Миртек. Данные умные счётчики устанавливаются на опоре, а потребителю выдаётся пульт (индикаторное устройство), по которому он может контролировать показания.

Индикаторные устройства и электросчётчики Энергомера CE208 и Миртек
Индикаторные устройства и электросчётчики Энергомера CE208 и Миртек

Если вдруг вам установили счётчик на столбе и не выдали пульт, то обязательно пойдите в энергоснабжающую организацию и потребуйте выдать этот пульт и руководство по эксплуатации на счётчик. В идеале должен ещё быть договор на поставку/покупку электроэнергии и акт допуска прибора учёта в эксплуатацию, но не факт, что его выдадут на руки. Однако попросить договор и акт всё же стоит.

Акт допуска в эксплуатацию прибора учёта
Акт допуска в эксплуатацию прибора учёта

Эти документы нужны не для праздного интереса. Проследите, чтобы там были указаны фамилии и должности всех ответственных лиц, а также были указаны все нужные данные. Например фамилия ответственного за подключение и ГОСТ на номинальное напряжение.

Иначе потом, когда возникнут проблемы, вы будете долго искать крайнего, а каждый будет спихивать с себя ответственность.

Надо отметить, что о проблемах с такими интеллектуальными приборами учёта уже выходила статья. В ней были подробно разобраны особенности конструкции, вопросы подключения и предложены способы решения проблемы.

Почему электросчётчики на опоре подключают с ошибкой?

Работники электросетей могут подключить счётчик с ошибкой, которая будет стоить денег и, соответственно, здоровья, а также потрёпанных нервов.

Давайте разберёмся, почему вообще такая ситуация с этими счётчиками стала возможной. Всё начинается со схемы подключения счётчика. В документации к счётчику, к нулевой входной клемме счётчика подключается нейтральный провод, а реально на объектах к счётчику подключают PEN-проводник.

Схема подключения электросчётчика Энергомера CE208, вариант А
Схема подключения электросчётчика Энергомера CE208, вариант А

У производителя приборов учёта нет схемы, как подключать счётчик к линии, где присутствует PEN-проводник. Монтажники подключают, по той схеме что есть, не обращая внимание, что нейтральный проводник и PEN-проводник не одно и то же.

Проводник может называться "PEN" в частности, только если он на вводе разделяется на рабочий нейтральный N и защитный РЕ проводники. Если такого разделения не происходит (а это может быть, когда защитного проводника нет, либо используется система ТТ), то через счетчик идёт провод N.

Потом комиссия принимает счётчик в эксплуатацию, также не понимая разницу этих проводников. В энергоснабжающей организации не обращают внимание, что счётчик работает с ошибкой, и тоже не бьют тревогу.

Когда потребитель вызывает работников проверить подключение счётчика, то его также проверяют согласно схеме, которая в инструкции по подключению. Но счётчик по-прежнему считает лишние киловатты. Что делать, чтоб порвать этот замкнутый круг?

Почему энергоснабжающие организации любят устанавливать умные электросчётчики на опорах?

Конечно, для энергоснабжающих организаций крайне выгодны такие счётчики:

1. Не нужно ходить, проверять показания счётчиков, показания приходят автоматически.

2. Если абонент задолжал, то к нему не нужно вламываться с полицией, чтобы отключить электроэнергию. Это можно сделать дистанционно.

3. Невозможно незаметно сделать подключение в обход счётчика. Таким образом, решается проблема с воровством электрической энергии.

Однако для бытовых абонентов удобств практически нет. Пульт, который выдаётся абоненту, показывает мало информации, как правило, только потреблённую электроэнергию в двух тарифных зонах, и суммарную потреблённую электроэнергию. Единственное достоинство – такие счётчики предоставляются бесплатно.

Однако все знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке! После замены обычного электросчётчика на умный счётчик, установленный прямо на опоре, счета за электроэнергию у некоторых простых бытовых абонентов выросли в несколько раз.

Почему - на канале говорилось несколько раз.
Проблема своевременной оплаты напрямую связана с учётом, но помогут ли потребителям умные счётчики? Ведь развитие и модернизация электросетей напрямую связана с платой за электроэнергию.-6

Что же можно сделать в таком случае?

Жаловаться в электросети на возросший расход? Иногда потребителю могут сказать, что он обратился не по адресу! Что? Да всё просто на самом деле. После известных реформ, энергосбыт, скажем так, «разделили с целью увеличения конкуренции».

Дело в том, что есть понятие – гарантирующий поставщик. Это юридическое лицо, с которым абонент заключает договор об электроснабжении. Сейчас можно заключить договор как с организацией, которая занимается обслуживанием электросетей, так и с организацией, которая просто заключает договоры и собирает деньги. Всё законно!

Обязанности гарантирующих поставщиков
Обязанности гарантирующих поставщиков

Так что теперь внимательно смотрим в квитанцию за потреблённую электроэнергию. Надо обращаться в ту организацию, с которой заключён договор.

Ответ можно предугадать заранее. Мол, счётчик поверен, полностью соответствует нормативным документам. Так что же надо делать – терпеть и платить в несколько раз больше? Есть ли возможность проверить умный счётчик самостоятельно?

Нужно ли отказываться от старого счётчика?

Самостоятельно залезть на опору, для того чтобы проверить правильность подключения, вы вряд ли сможете. Это область энергетиков, и обычный электрик вряд ли вам поможет. Но давайте разберёмся, как проверить показания счётчика, и из-за чего этот умный счётчик может врать?

Обычно при установке умного счётчика, старый счётчик в доме не снимают. В этом случае, прибор учёта на опоре становится учётным, а счётчик в доме остаётся, соответственно, контрольным.

По учётному счётчику и начисляются счета за электроэнергию. К умному счётчику прилагается пульт, по которому можно контролировать показания. Вот как раз контрольным счётчиком и можно проверять показания расчётного, умного счётчика на опоре.

Поднесите пульт к контрольному счётчику в доме и сфотографируйте. Потом через некоторое время, повторите процедуру. Затем сравните, сколько подсчитал учётный счётчик, а сколько контрольный счётчик. В идеале эти показания должны совпадать.

Класс точности указан на панели счётчика в кружочке, а вместо показаний на фото – время!
Класс точности указан на панели счётчика в кружочке, а вместо показаний на фото – время!

Если у вас двухтарифный счётчик, то при съёмке проследите, чтоб оба счётчика показывали суммарное потребление по обоим временным зонам. Однако чтобы использовать эти снимки для подачи претензии к энергосбыту, контрольный счётчик должен быть электронным и иметь класс точности не менее 2.

Также не рекомендуется демонтировать старый счётчик, так как он, со временем, может ещё очень пригодиться. И не только как контрольный, он может стать опять учётным, если со счётчиком на опоре будут проблемы.

Как поступить дальше?

После этого можно сразу написать заявление в гарантирующий поставщик электроэнергии, чтобы он проверил как сам счётчик, так и правильность подключения. Но часто организация ограничивается отписками, или присылает специалистов, которые ничего не находят.

Что делать в таком случае? Оставлять, как есть не стоит. Без вашей инициативы вряд ли кто вам поможет, и вы, возможно, будете платить за электроэнергию, которую не потребляли.

Можно повторно подать заявление в энергоснабжающую организацию на проверку счётчика и его подключения вместе со сделанными вами фото. Это будет доказательством, неправильной работы прибора учёта.

Вдобавок к этому, в заявлении попросите, чтоб в энергоснабжающей организации проверили, что счётчик работает без ошибок. На своём пульте к счётчику, вы эти ошибки не увидите.

Пример замены электросчётчика на опоре. Сколько требований правил нарушил монтёр?
Пример замены электросчётчика на опоре. Сколько требований правил нарушил монтёр?

Организация может пойти навстречу и сделать новую проверку, поменять счётчик, а могут сделать домашний счётчик учётным, а счётчик на опоре контрольным. Но на этом нужно настоять, так как это исключение из правил.

Есть информация в интернете, что люди реально этого добились, так как доказали, что счётчик на опоре отправляет в энергосбыт неправильные показания.

Заключение

Напоследок приведём несколько советов. Если работники организации сразу пошли навстречу и помогли решить проблемы – это здорово. Но так бывает не всегда.

Тогда нужны доказательства, что ваш счётчик действительно работает неправильно. Собирайте все документы, которые остаются при проверке счётчика. Нужно, чтоб у вас был на руках договор с энергоснабжающей организацией, технические условия по подключению, документы на счётчик.

Сохраняйте фото, доказывающие, что счётчик врёт. Привлекайте свидетелей. И когда энергоснабжающая организация увидит, что у вас достаточно материалов для подачи в суд, она наверняка пойдёт на встречу и предложит решить проблему мирно.

До суда, по возможности это лучше не доводить. Это долго и нудно. Есть несколько видео, когда люди решали проблему через суд, и в процессе слушаний сидели без света не один месяц. Вам это нужно?

Кстати, сейчас даже появились адвокаты, которые работают по искам к энергетикам.

Статьи по проблемам со счетчиками

Видео в тему:

------------------------------------
Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!

Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!