Найти тему
Первые впечатления

Величайшая домохозяйка Queen

Он познакомился с Queen, когда был молодым тележурналистом в Вене, примерно в середине 70-х, как вспоминает Руди Долезал сегодня. В 1982 году он взял у них небольшое интервью, за которым последовали другие. Конечно же, профессиональные заслуги Долезала не остались без внимания группы. Он рассказывает: «Когда интервью закончилось, я сказал: «Если вам понадобится хороший режиссер для ваших последующих видео, вы можете позвонить мне».

Руди Долезал
Руди Долезал

Конечно, он прекрасно понимал, что это могло выглядеть очень нескромно, но, на удивление, ему дали второй шанс. «В 1985 году мне позвонил менеджер Queen и спросил, могу ли я снять видео для их сингла "One Vision". Я должен был снять это во время короткого перерыва, когда группа была в мюнхенской студии звукозаписи». Это положило начало плодотворным отношениями между Долезалом и группой – и особенно Меркьюри. «Мы с Фредди разработали собственный язык, который мы использовали во время съемок и в частной жизни. У нас было отличное взаимопонимание. Он был очень быстрым, почти молниеносным, невероятно умным, но с ним вы должны быть всегда начеку. Он был очень нетерпелив. Он мог еще не закончить говорить вам, чего он сейчас хочет, но он хотел именно это в тот момент!»

Однако высокие профессиональные стандарты Меркьюри относились не только к другим, но к нему самому. «Если у нас была съемка, и я бы сказал Фредди встать в 5 утра, потому что мне хотелось, чтобы лучи солнца падали на его спину, он бы без лишних слов был готов в 5 утра».

По словам немецкого режиссера, музыканту очень нравилось в Мюнхене. «Фредди был очень счастлив в Мюнхене, потому что его никто там не беспокоил и ему нравилась атмосфера неограниченной свободы, которая была здесь в те годы».

На публике Фредди был очень ярким и значительным, но в частной жизни Руди Долезал помнит совсем другое. «Он был величайшей домохозяйкой, которую вы можете себе представить. Фредди приглашал меня на свои частные мероприятия, и на одном из них были также Род Стюарт и Элтон Джон. Было невероятно наблюдать за этой троицей. Они сплетничали о многих тогдашних звездах, так весело шутили. Они просто получали удовольствие от общения друг с другом, и в этом не было ничего злобного. Просто дружеские шутки, поэтому никто на них не обижался, даже если слышал это. Помню, как однажды Роду пришла в голову идея создать группу под названием «Волосы, нос и зубы» (анг. Hair, Nose and Teeth), потому что у него был большой нос, у Элтона были проблемы с волосами, а у Фредди были эти выдающиеся зубы! Это было так забавно».

В другой раз гостеприимство Меркьюри вышло за рамки служебного долга. «Мы прекрасно общались вне нашей работы, и я действительно гордился дружбой с ним. Фредди всегда заботился о своих друзьях. Например, однажды я познакомился с одной из бэк-вокалисток, и мы решили пойти куда-нибудь вдвоем. Тогда Фредди предложил нам использовать его гостевую спальню. Это было действительно трогательно».

Руди Долезал с Фредди Меркьюри и своим коллегой по компании ДоРо Ханнесом Россакером
Руди Долезал с Фредди Меркьюри и своим коллегой по компании ДоРо Ханнесом Россакером

Он также вспоминает одну из вечеринок в доме Меркьюри. «Мы болтали в гостиной, и я обратил внимание на его коллекцию золотых пластинок в рамках. Он заметил это и сказал: «Ты видишь все это золото? Как ты думаешь, почему я это делаю? Я делаю это, потому что хочу оставаться уверенным, что я все еще номер один на сцене».

Я думаю, он был успешен, потому что доказал это самому себе».

«Он также как-то сказал мне: «За каждый шаг, который вы делаете на лестнице успеха, вы должны заплатить. Вы должны быть готовы оставить то, что вам дорого. Вы можете потерять друзей, возможно, даже семью, но такова цена успеха. Любой артист должен быть готов к этому».

Режиссер также вспоминает об особенной дружбе между Фредди и Роджером Тейлором. «Роджер, этот симпатичный мальчик, был очень привязан к Фредди, и он был тем, кто приглашал больше всех гостей на вечеринки, организованные Queen. Он всегда был рад повеселиться. Однажды он пригласил меня на Ибицу, что, я думаю, было связано с выпуском его альбома. На самом деле Ибица была излюбленным местом для Queen, когда им было нужно устраивать вечеринки. Например, мероприятие с руководителями EMI со всего мира началось вечером и продолжалось всю ночь. У меня уже слипались от усталости глаза, когда Роджер попросил меня произнести речь перед всеми этими значительными людьми. И я решил эту проблему с помощью темных солнцезащитных очков, которые у меня, к счастью, были. Конечно, я выступил перед ними, но я не помню, что говорил тогда. Это было очень непросто, в такое раннее утро. Но это были Queen, и самые невероятные и непредсказуемые вещи случались на их вечеринках».

Вечеринки Фредди стали случаться реже, когда певцу был поставлен диагноз ВИЧ. «Как верно показано в фильме "Bohemian Rhapsody", в 1987 году Фредди рассказал об этом своим друзьям по группе. Я сам случайно узнал об этом от Барбары Валентин, бывшей подруги Фредди. Тем не менее группа продолжала работать и выпустила несколько замечательных альбомов. Я думаю, Фредди прекратил принимать лекарства в 1991 году, потому что побочные эффекты были ужасными. Таблетки были такими большими, что вы едва могли их проглотить, и вас все время тошнило».

На съемках клипа Queen "I'm Going Slightly Mad"
На съемках клипа Queen "I'm Going Slightly Mad"

Именно Руди Долезал стал режиссером последнего клипа Queen с участием Меркьюри. Речь идет о видео на песню "These Are the Days of Our Lives", которое было снято в 1991 году. «Он уже знал, что болен, и это был последний раз, когда он стоял перед камерой. Все старались сделать все возможное, чтобы все выглядело как обычно. Его болезнь никогда не была темой для обсуждений. Он не хотел говорить об этом. Я думаю, большинство людей, которые окружали его, не были на 100% уверены, насколько серьезно он болен. Об этом знали только участники группы и несколько человек из его ближайшего круга. Он всегда говорил: «Я не хочу причинять неудобства другим людям, рассказывая им о своей болезни».

На его ноге была открытая рана, и, очевидно, ему было очень больно, но вы никогда не увидите это. Вы просто видите человека и его судьбу. Независимо от того, было ему больно или нет, он приносил радость людям. Он не хотел никакого особого отношения к себя. Он был действительно храбрым. Ему было очень легко быть дивой в тот момент, но он этого не делал».

Долезал был предупрежден, что клип нужно снять очень быстро из-за плохого самочувствия музыканта. Он также вспоминает, что Фредди попросил сделать еще один дубль для заключительных слов песни. На последней строчке певец собрал все свои силы, чтобы как можно непринужденнее сказать на камеру: «I still love you». Это уже тогда воспринималось многими как некое послание Фредди своим фанатам. «Он был великим артистом до самого конца», - подтверждает Долезал.

«Фредди едва мог ходить, но он все равно настаивал на этой работе. Менеджер группы Джим Бич сказал, что я должен сократить количество дублей, однако Фредди никогда не просил меня об этом. В моих глазах он стал еще более значительным в это время, когда я наблюдал, как он справляется с этим. Он всегда был большим профессионалом и не требовал для себя особого отношения».

В последние дни жизни Фредди оставался в своем лондонском доме. «Один из его помощников сказал мне, что Фредди все время смотрит мои видео "I'm Going Slightly Mad" и "These Are the Days of Our Lives". Даже во время болезни он был полон энтузиазма: «Включи это еще раз, еще раз».

«Я помню, как однажды он сказал мне: «Руди, никогда не пытайся быть вторым. Всегда стремись к невозможному».

По материалам статьи из журнала «People» 2019 года.