Так, рабовладельцы были убеждены в том, что рабство будет вечным, а надзиратели учили этому всех новых рабов. Помещики при царской власти считали, что феодализм и крепостное право будет всегда, и та церковь вместе с господами учили крестьян, что это неизбежно. А буржуазия при капитализме убеждена в вечности своего строя и капитала, все купленные СМИ вместе с учителями доводят эту мысль для всего рабочего класса. Однако только большевики и советская власть не были уверены в том, что коммунизм уже вот раз и настанет, мы лишь стремились его построить, и двигались к своей цели. Думаю, это наглядная разница - где правильный путь в истории человечества или как минимум нашей страны.
Если брать за основу развитие Союза Советских Социалистических Республик и коммунистических идей в частности, то окажется что за недолгие 74 года в общем зачете именно рабочий класс при диктатуре пролетариата смог построить, возвести и ввести в эксплуатацию рекордное количество производств, в том числе тяжелой промышленности - которая приносила и приносит по сей день капиталистам всего мира баснословные прибыли и обеспечивает их всем, о чем только можно пожелать.
Но именно при советской власти все эти производства занимались другим делом, а именно попробуем вспомнить "великие стройки коммунизма" вроде Днепрогэс или "Магнитки", Байкало-Амурской магистрали и Братской ГЭС.
Днепрогэс стал основным источником электроэнергии для целого комплекса самых разных предприятий, а, как известно - если строится завод, то вокруг него тут же возникают дороги и жилые кварталы, поликлиники и школы, детские сады и высшие учебные заведения вместе с Дворцом культуры и спорта.
Если вспомнить город Магнитогорск, который уже в 1950-ые годы получил второе дыхание и начал активно развиваться, начиная от постройки крупных жилых домов, и заканчивая дворцом культуры, сразу 3 школы, 5 детских садиков, хлебозавод и больница с поликлиникой, кинотеатр «Комсомолец» и мясокомбинат, технический университет и пионерлагерь.
И все эти достижения - не просто громкие слова автора статьи, это реально все было и местные подписчики, верно, подтвердят это в комментариях.
Аналогичная ситуация была с такими предприятиями как: НЛМК, Северсталь (Череповецкий металлургический комбинат), Завод имени Лихачёва или Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, десятки и сотни предприятий другого направления, вроде Липецкого тракторного завода и Ижевского машиностроительного завода.
Перечислять величие советской плановой экономики можно бесконечно, просто рано или поздно закончится день, но каждое предприятие было эффективным и давало людям не просто работу, а достойный уровень жизни.
И потом - большая часть из них были закрыты.
Уровень заработанной платы и социального обеспечения в СССР.
Безусловно, всегда найдутся те - кто сегодня нашел удивительную работу, смог пристроится и как-то устроится в капитализме и поэтому смело напишет, что производство есть и сегодня, правда добавит - что чаще всего оно выражается в том, что мы собираем китайские кроссоверы или холодильники с телевизорами, которых разумеется, не было в советское время, ведь мы были отсталыми.
Я смело и легко смогу развенчать эти мифы и привести верные аргументы, но в первую очередь, мне хочется словами советских людей, которые писали в комментариях про свои зарплаты - указать на реальный уровень жизни наших людей из СССР.
Так, например, наша читательница Светлана пишет:
"Кто хотел зарабатывать - тот зарабатывал. Я хотела, были маленькие дети, и даже если была очередь в детский садик 3 года, то устраивалась туда уборщицей на полторы ставки за 126 рублей Настоящую работу искала в 1979 году, начала с 170 рублей, уже с 1980 года средняя зарплата была 286 рублей + подработки по 3 рубля за вечер, итого 75 рублей, это гардероб или контроль на кассе, работа на концертах, перепечатка рефератов и дипломов, а это еще не менее 120 рублей в месяц. Когда стала зам. гл. бухгалтера, то оклад был 280 и премии, а еще 13-ая зарплата, пока не наступил 1991 год".
Другой читатель, работающий механиком радиосвязи в 1991 году зарабатывал, цитирую его слова:
"Выходило в январе согласно партбилету 220 рублей, в феврале 482 рубля, в марте 220, апреле 246 руб, май 300 и в июне уже 502 рубля. Это с 1982 года начинал с зарплаты в 161 рубль".
Далее, наш читатель Владимир пишет следующее:
"В 1980-ые годы работал слесарем МСР 6 разряд, тариф был 110 рублей, а зарплата от 500 до 700 рублей, были премии за качество и количество, личное клеймо и сверхурочные, мы пахали - а не за трудодни работали".
Юрий пишет, что:
"Работал в море матросом-обработчиком 1 класса с 1986 по 1990 годы. Самая большая зарплата была в мае 88 года - 1 572 рубля".
Далее, вспоминая известный анекдот, что один работал хорошо - а другой кое-как, но получили одинаково, крайне в тему будут слова Михаила:
"В 1974 году довелось рассматривать партбилет главного инженера строительного треста, там зарплаты начинались от 600 рублей и до 970 включительно. Уровень жизни у него был включительно до личного автомобиля. Но зарплата сильно зависела от места работы, так электромеханик на ЖД получал 135 рублей, в метро уже 175 рублей, а КИПовец в городе Куйбышеве от 178 рублей, в Москве 215 руб. Хорошему специалисту платили больше, чем среднему".
И для интереса, последняя цитата от наших читателей, так пишут следующее:
"Вступил в партию в 1984 году в 25 лет, работал водителем на грузовике. Зарплата была в районе 260-300 рублей, если весь месяц на линии. Если же на ремонте, то мог получить и 140 рублей. Все зависело от того, на какой машине работал".
Эти цитаты я привел специально, для общего понимания того, какие встречались зарплаты у людей из разных городов и разных возрастов, и какой уровень жизни был у простых и партийных граждан Советского Союза.
В Советском Союзе промышленность была нужна и она развивалась, а после 1991 года резко перестала быть конкурентной и востребованной, а почему?
На самом деле ответ на этот вопрос лежит на поверхности, как всегда бывает после контрреволюции, то развитие сменяется деградацией. Так, мы в 1991 году серьезным образом шагнули назад, в обратную сторону от эволюции.
Стали возвращаться мелкие частники, вместо крупных промышленных производств. Серьезные совхозы и колхозы распадались, а вместо них появлялись мелкие домовые хозяйства, которые даже если и могли вырастить один продукт более высокого качества, то не могли обеспечить им целый прилавок в магазине.
Приходила жесткая капиталистическая конкуренция, которая, как правило, работала по принципу монополии. Достаточно посмотреть на крупные магазины, что уж там промышленность, в каждом городе нашей страны.
Где мы увидим одни и привычные нам сегодня вывески торговых марок, которые захватили и монополизировали города, установив единый ассортимент и возможность повышать цены так, как им вздумается.
Достаточно вспомнить рост стоимости техники в любом магазине за последнее время, или как взлетела цена на элементарные продукты - вроде куриных яиц перед новым годом.
Единую плановую экономику сменила разрозненная и крайне слабая частная торговля (рыночная) при капитализме, которая либо слишком слабая для жизни, либо превращается в крупную монополию и просто поглощает всех и каждого.
В итоге, оказалось - что "опытные менеджеры" не способны управлять крупным жилищным хозяйством, предприятием и отдельным заводом.
Ведь для чего выпускать тракторы или автомобили "Москвич", грузовые самосвалы и даже мелкие наручные часы, когда все это уже создается в другой стране, вроде Китая, и там это можно приобрести дешевле, привезти сюда и продать с хорошей наценкой, ведь тут и думать не нужно, покупай там больше, привози сюда - и зарабатывай тут еще больше.
Таким образом, крупные и серьезные предприятия возглавлять и развивать стало некому, а заработать на них еще можно было, просто разрушив их и порой банально сдав на металлолом.
Сколько случаев вынужденного банкротства мы увидели после 1991 года, практически в каждом городе такое было, но при плановой экономике эти предприятия работали, давали людям работу с достойным уровнем зарплаты, восьмичасовом рабочем дне, отпуске и больничном, 13-ой зарплатой и премией, подарками для детей на новый год и путевками в санатории или пионерлагеря, а в 90-ые резко все это стало ненужным.
Извечные фразы капиталистов: "это - экономически нецелесообразно" и следующая "неплатёжеспособное хозяйство".
Безусловно, когда открылись границы в полном смысле этого слова, то как по волшебной палочке, все рынки хлынули к нам - и то, что говорили нам с партийных трибун про капитализм, оказалось чистой правдой, ведь «капитал должен всегда расти просто потому, что это капитал».
Открылось новое пространство в лице России или Беларуси, Казахстана и Узбекистана - и туда сразу же хлынули западные товары, услуги.
Вместе с телевизором из Китая, музыкальным центром из Тайваня и Японии, или модной одеждой из США и Европы, к нам хлынули и западные ценности, от которых сегодня так сильно пытается отрешиться современная власть, кричит на каждом углу - что мы не такие, мы это не принимаем и не любим.
Но почему-то, наши опытные капиталистические и демократические силы забывают, что если к вам в страну едет ящик с картошкой, казалось бы, полезный и вкусный продукт, то в этом ящике обязательно будут колорадские жуки, которые сначала тут обоснуются, потом размножатся и после съедят все, что встретят на своем пути.
Таким образом, у нас и стало все происходить.
Разве, можно говорить, что мы создали что-то такое, чего не было в СССР?!
Мне кажется, мы именно развалили то, что когда-то было величественным и мощным.
Достаточно вспомнить заводы, которые я перечислил выше, вроде АЗЛК или ЗИЛа, эти и многие другие просто обанкротили, потом закрыли, а после снесли и земли отдали под что-нибудь очень нужное, обычно - оно имеет название торгово-развлекательный центр. А если каким-то чудом, все рыночные силы будут напряжены до изнеможения, то максимум на что они будут способы, это на сборочный цех иностранных товаров, но с нашим гордым названием, я думаю - не нужно говорить, о каком предприятии идет речь.
И очень забавно, что чаще всего мы покупаем товары из страны, где когда-то была постановлена плановая экономика и развивается социализм, кругом установлены красные флаги и есть свой председатель?! Выходит, что капитализм закупает у социализма?
Если сохраняется капиталистическая система, то никогда никакого развития не будет.
Достаточно вспомнить такие грандиозные проекты, про которые писали не раз и восхваляли достижения современного капитализма, который чужд нашим людям.
Так, в 2016 году у нас начали строить завод "Мерседес-Бенц", который имел инвестиции в размере 16 млрд. рублей, что сущие копейки в масштабах страны, но и это славное производство пришло к нам из Европы, а как случились известные санкции, то и оно было свернуто.
В тоже время, Горьковский автомобильный завод пусть и сохраняя производство по сей день, навсегда забыл про выпуск легковых автомобилей массового производства, хотя планы такие имелись, но все они закончились в 2010 году с выпуском "Volga Siber", не нужны отечественным потребителям такие автомобили.
Как в одном современном фильме было сказано: "Знаешь Вовка, не нужна тебе такая машина, брат - поверь мне на слово". Лучше уж Китайца купить, ведь Европейцы ушли и «Скатертью дорога» сказали мы им дружно, но только достойной отечественной замены у нас не было в 1990-ые, не было и в 00-ые, нет и в 2024 году.
АвтоВАЗ за последние годы без Французов очень сильно потерял в своем производстве, а когда-то наши "Жигули" продавали не только в Союзе, но и почти по всему миру, они были в Европе и Африке, Англии и даже в Америке.
Но мы гордо пытаемся научиться делать подушки безопасности и ремни, а в итоге хорошо получается только поднимать ценник, который уже перешагнул отметку в один миллион рублей и стремится, как в советском лозунге:
«Все выше, выше и выше!».
Справедливости ради, отмечу - что мы научились эмблему ставить на китайские автомобили, это заслуживает внимания - ведь о таком в Союзе и не мечтали, просто собирали от кузова до двигателя самостоятельно, пусть и когда-то изучив западные образцы и пригласив экспертов в теме, но научились делать сами. Выпускали автомобили для своих людей с надписью: "Сделано в СССР".
В Советском Союзе не было личного транспорта, мобильного телефона и интернета, а сегодня всё это у нас есть.
Такие слова - очень часто приходится видеть в комментариях, особенно у молодых людей или очень любящих капитализм взрослых.
Но почему-то, все они забывают - что такое научный прогресс и глобализация, в конце концов, общее развитие техники в условиях капитализма.
Так, если нефть открыли в 1848 году, то это не значит, что в России её не было в это время и никогда бы она у нас не появилась, как раз наоборот, все это появлялось постепенно, следуя научному прогрессу. И в Союзе у нас проблем с нефтью или бензином никогда не было!
И в 1896 году к нам в Россию привезли первый экипаж с использованием двигателя, а в 1909 году проехал по отечественным дорогам первый автомобиль, но будем ли мы говорить, что без Российской Империи у нас бы не было автомобилей в СССР?! Это странно.
Если мобильные телефоны получили свое развитие только в 1980-ые годы, ведь только 13 октября 1983 года, впервые был совершён коммерческий звонок по сотовому телефону. Использовался аппарат Motorola DynaTAC - то с чего бы в СССР до этого момента были они в широком доступе? Но прошло бы время и телефоны стали появляться и у нас, научились бы создавать отечественные модели и делали бы их не хуже, чем ВАЗ-2106 в свое время, который был на уровне перед иностранными экземплярами, и это абсолютная правда.
Женщины, верно заметят, что бытовая жизнь в Союзе была страшная, и не хватало элементарных средств гигиены. Но видел ли кто-нибудь и когда-нибудь в СССР неухоженную женщину, у которой есть муж и дети, в хорошем смысле этого слова? Наоборот, порой посмотришь на старые фото и думаешь, где бы такую супругу найти сегодня, без улучшений своего организма известными способами современной медицины.
Но и тут, я смею заверить вас, что при изменении вектора развития, при обращении своего взора на легкую промышленность, достойном руководителе - мы бы достигли достойных результатов, ведь не может страна производящая автомобили, самолеты и танки, вместе с машинами ЭВМ или АЭС не справится с задачей по выпуску женских средств гигиены, это просто абсурд.
Другое дело, что этим нужно было заниматься - а не закупать коробками иностранное, привозить сюда и считать прибыль, а после называя себя гуру в бизнесе.
Случилась русская зима в первые месяцы, и что больше всего понадобилось нашим людям? Тракторы и лопаты, снегоуборочные машины - а где все это взять? А их нет, несколько западных машин и те оказались "на вес золота", выходит, что тракторные заводы были нужны. Выходит, что в СССР просто немного не хватало новых производств, и при плановой экономике все это заработало бы еще лучше, чем при рыночной. Как вы думаете?!