Найти тему
Всем балет!

Анжелина Воронцова в партии Царь-девицы: повод вспомнить об амплуа

Занятость в репертуаре своего и других театров, участие в концертах и тв-шоу… Анжелина Воронцова работает неизменно и стабильно, и даже если не быть частым свидетелем ее творчества, впечатления обеспечены. Воронцова ведет весь репертуар за исключением некоторых спектаклей: диапазон балерины как на ладони.

Сегодня репертуар Михайловского театра несут на своих хрупких плечах три (с некоторых пор) прима-балерины и пара солисток. С одной стороны, прекрасно: у артистов много работы (хуже, если бы ее не было), с другой – в таком потоке приходится вписываться в любую партию в любом спектакле, пытаясь воплотить на сцене то, что тебе не очень-то близко, но надо. В Михайловском театре это особенно ощущается.

Почти во всех спектаклях неизменно блистает прима-балерина Анжелина Воронцова. Например, «Баядерка»: контраст эмоций, накал чувств… Словом, можно показать все, на что способна в мимическом плане. От многогранной партии Никии невольно ожидаешь этого. Но есть лица, которым больше идет улыбка: именно через нее в зал идет чистая живая энергия. Глядя в такие лица, не хочется страдать, выдумывать переживания; эти лица искрятся внутренним светом, радостью. Разумеется, играть на технике тоже нужно уметь, но иногда это идет поперек естества. Потому и выглядит… трудно, что ли.

Другое дело – партия Царь-девицы. Этот образ двойственный: сначала холодная, закрытая и отстраненная девушка, которой чужды земные заботы. Позже, после встречи с Иваном и далее в царских палатах, раскрывается другая сторона героини: юморная бойкая девица, которая не даст себя в обиду, и даже оказавшись в неволе, сохраняет отчаянный оптимизм. Для Анжелины Воронцовой эта партия выигрышна со всех сторон. Во-первых, с точки зрения внешности: белокурая русская красавица, которой невероятно идут кокошник и сарафаны (даже больше, чем балетная пачка). Царь-девица Воронцовой далеко не бестелесна, напротив, она осязаема, в ней бьет ключом жизнь, она – сама жизнь. Партия Царь-девицы полна технических сложностей, в которых можно себя проявить, что Анжелине Воронцовой удается блестяще.

Анжелина Воронцова- Царь-девица, Никита Четвериков - Иван, Анна Кулигина - Конёк и труппа Михайловского театра
Анжелина Воронцова- Царь-девица, Никита Четвериков - Иван, Анна Кулигина - Конёк и труппа Михайловского театра

По-настоящему её Царь-девица раскрывается во время первой встречи с Иваном. Здесь бесконечное обаяние Анжелины наконец прорывается наружу, возвращается та самая улыбка, которая ей очень идет и которую ждешь, которая найдет каждого зрителя.

Дуэт Анжелины с Никитой Четвериковым отличается, как бы это сказать… чистотой помыслов? Иван у Четверикова в присутствии Царь-девицы меняется на глазах: исчезает безумная улыбка, появляется искреннее удивление происходящему. Кокетство Царь-девицы Воронцовой в этом эпизоде – отдельный вид искусства. Без тени пошлости, она смотрит на Ивана, слегка наклонив голову, с интересом разглядывая неведомого, но такого обаятельного парня. Он играет для Царь-девицы, и в ее танце прорастают подлинные «русские» движения как знак доверия…

Конечно же, не очаровать Царя такая девушка не может, и, несмотря на всю абсурдность ситуации, Царь-девица добра к нему. Это тот самый случай, когда изображать добро не нужно :) И нет, это совсем не простушка-хохотушка, здесь видно достоинство и благородство. Царь-девица Воронцовой кокетливо поводит плечами, очаровательно ступает с пяточки, в ней постепенно просыпается русская девушка – красивая, смелая, никогда не унывающая. Она быстро смекает, что к чему – и устанавливает власть своего обаяния над боярами, Царем и Иваном (он и рад стать благороднее под влиянием такой девицы). Воронцова проживает этот эпизод с удивительной ясностью, естественно и просто, что подкупает раз и навсегда.

Как-то в одном из интервью Анжелина Воронцова сказала, что ей не близки роли комедийного плана (вроде бы речь шла о балете «Тщетная предосторожность»). Но сегодня, творческом расцвете, балерине особенно удаются именно такие партии (с годами всё может измениться). Царь-девица по праву занимает особое место в галерее образов, созданных Анжелиной Воронцовой. Это не значит, что другие роли проходят мимо, нет, они качественно сделанные, это хорошая работа – к такому ритму обязывает современный театр.