Вариант сочинения по тексту Ю.М.Нагибина.
Напишите сочинение, раскрывая смысл высказывания учёного-филолога Н.Н.Розановой: «Язык предоставляет нам все возможности, чтобы в любой ситуации полно и точно выразить свои мысли».
Язык выполняет много функций, например, он является основным средством передачи информации, также с помощью языка люди могут выразить свои мысли и чувства.
В тексте по Ю.М.Нагибину между героями – писателем, актрисой и девушкой-студенткой завязался разговор, в ходе которого каждый выразил свою позицию о выборе жизненного пути, об опасности принятия неверного решения в таком серьёзном вопросе. Язык позволяет читателю понять позицию каждого участника разговора: актриса считает, что девушка допускает ошибку, собираясь бросить педагогический институт и стать актрисой; писатель просто не нашёл нужных слов, чтобы сказать что-то вразумительное; девушка с ними не соглашается, ей непонятно, как же такие взрослые, умудрённые жизненным опытом люди не могут дать ей нужного совета.
Этот эпизод в рассказе – пример того, что язык – это не просто набор слов, он является средством коммуникации.
С помощью языка люди обмениваются мнениями, чувствами, выражают свои мысли. Именно с помощью языка читатель чувствует состояние девушки: она ждёт ответа на вопросы, которые её очень волнуют. Её разочарование, которое появилось в ходе разговора с писателем и актрисой, выразилось резкой фразой, завершающей рассказ. Язык позволяет выразить свои мысли, чувства и убеждения.
Таким образом, высказывание учёного-филолога Н.Н.Розановой о языке является верным: «Язык предоставляет нам все возможности, чтобы в любой ситуации полно и точно выразить свои мысли».
Текст по Ю.М.Нагибину для написания сочинения.
Когда закончился творческий вечер, мы вышли вдвоем на улицу: я, седеющий писатель, и моя партнерша по выступлению, недавно вышедшая на пенсию актриса. Город был залит огнями, а небо оставалось светлым, с лиловатым отливом, а там, где дома смотрели на закат, лежала чистая, ровная, ярко-алая полоса.
Девушка с темными, робкими и упрямыми глазами увязалась за моей партнершей. Ей нужно было выяснить, стоит ли бросать педагогический институт ради театрального училища. Она играет в самодеятельности и мечтает стать профессиональной актрисой. Их режиссер верит, что из нее получится толк.
— А на каком ты сейчас курсе?
— На третьем.
— Боже мой, окончи сперва институт, а там видно будет. Сколько тебе лет?
— Скоро двадцать.
— Есть о чем говорить! Ты все успеешь. Учитель — такая прекрасная профессия! Быть с детьми, наставлять маленькие души, что может быть лучше?.. Конечно, все девушки, особенно миловидные, — быстрый, косой взгляд на собеседницу, — мечтают о театре. Или о кино…
— Нет, я кино не люблю!
— И правильно делаешь… Но дай мне договорить. Предположим, ты кончила театральный и попала на сцену. Это ровным счетом ничего не значит. Я четверть века играла снежинку, а Электру, Джульетту и Бесприданницу — знаменитые старухи. Ты думаешь, так легко превзойти своих учителей? Успех, слава!.. Поди добейся просто творческой удовлетворенности.
— Вот вы же добились.
— Господи, а чего мне это стоило! И все-таки по-настоящему счастливой я чувствую себя в классе. Шефствую над одной московской школой, читаю ребятам классиков, а потом мы говорим о всяких замечательных вещах.
— Я думала, что обращаюсь к актрисе, а попала к несостоявшемуся педагогу!
— Ну, вот спросите его, — артистка кивнула на меня.
— Как бы вы поступили на месте этой милой девушки?
Я и сам потом удивился своему нищему здравомыслию.
— Тут нет двух мнений, — бубнил я. — Надо кончить институт, получить образование и надежную профессию, а там видно будет…
— Да зачем же тогда жить?! — вскричала она раненым голосом.
Она оставила нас внезапно. Я ещё нёс свою галиматью, а её уже не было рядом. Потом из тишины поздней улицы донеслось:
- Дураки!... Старые дураки!...