Найти в Дзене

"Заводной апельсин": как спасти мир от насилия?

Оглавление

Фильм "Заводной апельсин", снятый по одноимённой книге
Фильм "Заводной апельсин", снятый по одноимённой книге

«Заводной апельсин», написанный английским культовым писателем 20 века Энтони Бёрджессом, вызвал в свое время общественный резонанс.

Можно ли избавить мир от зла еще большим злом? Останется ли человек самим собой, если лишить его права выбора, если превратить его в «заводной апельсин»? Эти вопросы актуальны сегодня так же, как и вчера, и эти вопросы задаёт автор читателю в данной антиутопии.

Уникальный язык произведения

Энтони Бёрджесс перед написанием побывал в Ленинграде и неплохо овладел русским языком. «Заводной апельсин» написан на выдуманном жаргоне смеси английского языка и русских обыденных словечек. Понять его сложно даже зная русский язык. Читать сперва трудно, приходится додумывать смысл слов самому, но позже читатель запоминает выдуманный язык и чтение не вызывает больших трудностей. Этим автор показал, как работает воздействие на сознание, которому был подвержен главный герой Алекс.

Сюжет

Книга повествует об умном, жестоком и харизматичном антигерое Алексе, лидере уличной банды. Он проповедует насилие, как высокое искусство жизни, со своими товарищами он видит убийства, кровь и пытки красивым, высшей степенью наслаждения. Но Алекс попадает под новую программу по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия.

-2

«Да и вообще в те дни солидные, что называется, приличные люди не очень то разгуливали по улицам после наступления темноты-полиции не хватало, зато повсюду шныряли разбитные malltshipalltshiki вроде нас...», это слова протагониста перед тем, как избить и ограбить прохожего. Для него и прочих, как понятно из его слов банд, это было просто досугом, способом убить время. Действительно, полиции в этом мире не хватало, да и из тех, кто работал, было немного тех, кто хотел связываться с подобными людьми. Полиция была легко подкупна, да и её сотрудники могли сами заниматься грабежами и побоями, потому что брали туда кого попало. Где уж и мечтать о безопасности для обычных людей! К слову, такие описывались как люди с высокими моральными качествами, образованные и интеллигентные. Появился явный контраст между людьми, не было промежуточной характеристики, любого человека можно описать либо слишком порядочным, либо наоборот жестоким садистом.

Итак, Алекс явно считает себя выше своих друзей, ставя себя на условное место главного в банде. Его товарищам это не нравится, и они подставляют его в ходе очередного ограбления, где он убивает человека и попадает в руки полиции. В тюрьме ему придётся сидеть 14 лет, поэтому он напрашивается на подслушанную им экспериментальную программу, где якобы человека исправят и отпустят через 2 недели, вне зависимости от его преступления. Алекс решается, как ему казалось, лёгким способом выйти на свободу. Его отговаривали, говоря, как важна свобода выбора, но наш герой этого не понял. К слову, в тюрьме соответственно полиции не было порядка, всем была безразлична судьба друг друга, хотя если произошло что-то серьёзное, то виноватым делают первого попавшегося. Так Алекс с сокамерниками убили заключённого-насильника за попытки напасть на него, как на самого младшего, виновником оклеветали именно Алекса. Этот проступок был последней каплей, и поэтому в первую очередь Алекса забрали на перевоспитание, организованное правительством, он стал первым потенциальным «заводным апельсином».

На месте ему вкалывают «сыворотку добра» и под классическую музыку, которую обожал герой, заставляли смотреть, не закрывая глаз, омерзительные фильмы, которые были противны даже для такого жестокого человека. Постепенно даже мысль о насилии стала вызывать у него боль и тошноту. Выйдя на свободу, он встретил своих старых друзей-предателей, они избили его, а Алекс даже не смог постоять за себя. Человек, который держал всех в страхе, который мог избить любого лишь за косой взгляд, жалко валялся в грязи захлебываясь кровью. А раньше на его месте были простые люди, его жертвы. Алекса лишили права выбора своей судьбы, начинает проявляться ответ на вопрос, поставленный автором. От него отказались родители, предали друзья, и впервые он остался один. В ходе дальнейших событий главный герой прыгает с крыши, надеясь обрести покой, ведь жить по чужим правилам стало невозможно. Он не умирает, а оказывается в больнице, там ему переливают кровь, и «сыворотка добра» перестаёт действовать. Алекс выходит на улицу, встретив девушку, с которой он впервые не хотел делать что то плохое, он хотел радовать ее, сделать счастливой. В тот момент Алекс не узнает себя и понимает, что хочет завести семью и по собственному желанию бросить прежнюю жизнь. Так и кончилась история насильника-подростка, который наконец осознал силу выбора.

Так в чем же смысл?

Автор дает понять, что человек под чужим влиянием теряет свою человечность, и что это точно не способ избавиться от зла. Нельзя насильно исправить человека, решать за него.

Произведение является ярким представителем жанра антиутопии, показывающее наше возможное будущее и «Заводной апельсин» доказал это. Читателям стоит задуматься, ведь изменить мир можно воздействием не на него, а на себя, осознав, как ты хочешь прожить жизнь и что оставить миру после. Все только в наших руках.

-3