До нашего времени практически не дошло ни одного достоверного источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то уничтожено во времена крещения Руси, кое-что покрылось мраком истории. А кое-что попросту скрылось за покровом невежества. Истории славянских сказочных существ может позавидовать любой европейский «зверинец». Возраст славянских легенд впечатляет, так как уходит корнями в неолит. У славян не было морских и горных чудовищ, зато присутствовали лесные и речные существа. Ведь славяне издревле селились в лесах и по берегам рек. Не замечено и гигантомании, вроде великанов, греческих циклопов и азиатских джинов. И как отмечено многими исследователями среди славянских существ мало монстров, как таковых. Они более «человечные». Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь и потому сказочные персонажи, которых они себе придумывали, были связаны с элементарными стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и противостояли людям, то только охраняя природу и родовые традиции. Истории русского фольклора учили нас быть добрее, любить природу и уважительно относиться к наследию предков. И вот здесь мы начинаем понимать, что все эти «сказочные кикиморы» не такие уж и кикиморы, а вполне себе… человечные существа.
По замечательному фильму «Морозко» мы видели, как дед… «по Марфушкину хотенью, по мачехиному веленью» отвёз свою родную дочь в лес на съеденье лесным зверям.
Этот сюжет был взят из действительно существовавшей практике древних славян отвозить в лес престарелых родителей или никуда не годных (изгоев) жителей селений в периоды голодных дней, когда жизнь племени была под угрозой. Часто пожилые люди сами, чтобы не быть в тягость семье, просили отвезти их в лес на произвол судьбы. Но иногда судьба была к ним благосклонна. Бывали случаи, когда дети прятали своих стариков в погребах, или отвозили в лес и оставляли в так называемых охотничьих домиках, или даже в норах, где старые люди выживали, благо лес мог прокормить и позволял выжить.
Оставленные в домах превратились в «домовых», которые сторожили дом и помогали жильцам, как могли. Поселившиеся в банях, превратились в «банников» и тоже помогали как могли. Славяне ведь мылись каждую неделю и потому в бане было тепло практически всё время. (А может быть потому и «мылись» каждую неделю, хотя зимой не очень грязно, чтобы позаботиться о своих родителях, поселенных в бане в тяжелую пору).
А «брошенные» в лесу тоже могли выжить и превратились в «леших». Ведь их всегда изображали в образе старых людей, седых, в ветхой одежде, обросших волосами до земли, и с клюкой в руках. И не всегда они относились доброжелательно к людям племени, обрекших их на голодную смерть. Но в целом всегда помогали людям. Сами относились бережно к лесу и лесным жителям и не позволяли браконьерам хозяйничать в лесных угодьях. Пугали их своим видом или ломали капканы и силки, в общем не поощряли людям разорять природу.
В том же фильме... «Морозко меня в лесу приметил, в своём тереме приветил». А уж про бабу Ягу так во всем славянском фольклоре ни слова худого не встретишь. «Ты меня сначала накорми, напои, в баньке попарь, а потом спрашивай». И всегда Баба Яга встречала путников, привечала и давала на дорожку добрый совет и какую-нибудь волшебную штуковину. Да и к животным относилась ласково. «Вот тебе киска сметаны миска, и ты молодец, вот тебе холодец». А уж о том, как баба Яга «пекла» в печи младенцев, про то известно всем добрым людям, что она попросту лечила хворобу путем «запекания» в печи.
Если в лесу больших селений не построишь, то по берегам рек это сделать было гораздо проще. Река тоже кормила и поила людей и позволяла выращивать сельскохозяйственные культуры. Кроме того, река являлась лучшим «транспортным средством передвижения» до изобретения машин. Летом люди плавали на лодьях, а зимой на санях. В любом случае передвижение на санях и на лодьях было во много раз комфортнее, чем передвижение на каретах по дорогам, мощенных булыжником. К тому же река давала кроме рыбных деликатесов еще и такой ценный продукт, как жемчуг. Оказалось, что добычей и даже разведением жемчуга занимались исключительно… женщины. Уже доказано, что женщины могут находиться в воде гораздо дольше мужчин. До сих пор в азиатских странах, в частности в Японии, добычей жемчуга занимаются женщины. На Руси женщины обмазывались специальной жидкостью (зеленного цвета) и ныряли на дно рек, где занимались селекцией жемчужных раковин. А потом сушили одежду на ветках деревьев. Так возникла легенда о русалках, сохнувших свой хвост на ветках деревьев.
Получается что практически все персонажи древнерусских легенд имели вполне себе реальные образы русских людей, живших в эпоху до крещения Руси. Хотя и после ещё долго хранились в памяти народной и реально существовали.
В следующей статье я постараюсь рассказать о так называемых богах языческой Руси. Оказывается и они имели вполне себе обычные имена и тоже были реальными людьми. До встречи.