Понятие “архетип” введено в психологию Карлом Густавом Юнгом.
Юнг описывал устройство человеческой психики и выделил материальную и духовную часть, то есть инстинкты и архетипы.
Под инстинктами Юнг понимал те части психики, которые относятся к области удовлетворения физиологических потребностей, воспринимаемых человеком посредством органов чувств.
Архетипы же, по его мнению, влияют на психическую жизнь через образы и связанные с ними эмоции, проявляющиеся в сказках, мифах, религиозных и философских концепциях. Юнг называл архетипы проявлением в человеке божественного.
Человек может осознавать архетипы через их символическое выражение в фантазиях и снах, через их проявление в устойчивых поведенческих сценариях и ролях.
Архетип – не просто образ, это некая целостная психическая форма, относящаяся к человеческой природе, свойственная всем людям.
Архетипы группируются в психике не случайно, а согласно определенным закономерностям – “игре архетипов”. Классификация некоторых архетипов является попыткой определить такой порядок, структуру, состоящую из четырех секторов: Божественное Дитя, Мудрость, Сила и Самость. Эти четыре сектора и формируют “архетипический квадрат”.
Движение по секторам квадрата связано с возрастным развитием человеческой психики от ребенка к юному, взрослому и зрелому человеку.
В каждом из секторов квадрата выделены мужские и женские архетипы, имеющие светлую и теневую сторону. Для зрелой психики характерно овладение всеми психическими состояниями, связанными с архетипами, гибкое переключение состояний в соответствии с жизненной ситуацией.
Проблемным может быть “застревание” в каком-либо из архетипов, ограничивающее применение широкого спектра стратегий адаптации к различным жизненным ситуациям. Такое застревание может быть связано с нарушениями воспитания, наличием психологических травм, ограниченностью жизненного опыта.
Важно сказать несколько слов о теневой стороне архетипов.
Под Тенью понимаются не только деструктивные тенденции психики. В психике нет ничего “лишнего”, не нужного, все имеет свой смысл и связано с остальным.
Светлая и темная стороны архетипов противоположны и едины одновременно. Теневые аспекты могут иметь разрушительное влияние в том случае, если они не осознаются человеком, отрицаются, подавляются. В таком случае не человек управляет своей Тенью, а Тень управляет его состоянием и поведением.
Наверняка Вам случалось наблюдать, как обычно внешне сдержанный и доброжелательный человек в сложной ситуации вдруг взрывается, превращаясь в разрушительный вулкан эмоций. Или как вчера благополучный трудяга и семьянин вдруг, например, спивается, теряя все, что имел.
- Хорошо быть знакомым с теневыми сторонами своей психики, чтобы управлять ими. И не просто управлять, а использовать их неимоверные запасы силы себе во благо. Это похоже на то, как приручают дикую лошадку.
В нижних секторах квадрата "правят" эмоции, чувства, влечения, сексуальность, телесность. В верхних - воля и разум.
Том Четуинд, опираясь на теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Густава Юнга и развивая ее, создал теорию «Архетипического квадрата» в которой есть четыре фундаментальных сектора проявления архетипов: Божественное дитя, мудрость, сила, самость.
В каждом из этих архетипов есть две противоположности: хорошая девчонка и плохая, воспитанный мальчик и забияка. Чтобы перейти на новый этап, нам нужно не просто примерить обе роли, но и присвоить каждую из них, пережить, «переспать» с нею.
В следующих статьях буду подробней описывать архетипы по секторам квадрата.
Начнем из женской части сектора Бежественное дитя. Познакомимся с Принцессой и Дрянной девчонкой.
Архетип Божественное дитя. Принцесса и Дрянная девчонка здесь
Архетип Божественное дитя.