В деревню Крица приезжают по трём причинам: хотят сделать красивые фото и купить кружев, ибо здешние мастерицы не менее знамениты, чем бурановские вязальщицы; поехать на развалины древнего города Лато; пойти в церковь Панагия Кера (Дева Мария).
Последнее - не только дело паломников, но и... искусствоведов, ибо церковь эта — самый известный памятник архитектуры Византийской эпохи, построенный в XIII-XIV веках. У неё три нефа, которые делают её непохожей на других, могучие контрфорсы, которые делают её приземистой, основательной и... в общем, видно, что церковь древняя - люди не зря ехали, чтобы её осмотреть. Крупный и современный храм, впрочем, тоже есть, если вы вдруг переживали за духовность жителей посёлка Крица:
Та самая Панагия Кера - путеводная звезда для всех туристов - посвящена Деве Марии (центральный неф), Святому Антонию и Святой Анне. Внутри вы можете увидеть византийские фрески XIII-XIV веков, но фото не будет, т.к. в церквях я либо стесняюсь фотографировать, либо просто забываю... вспоминаю о подобных глупостях уже снаружи, в другом настроении:
Мы прошлись по центральной улице, оглушённой зноем, и даже ветерок не нарушал этой тишины... потом стали карабкаться вверх, спускаться вниз... казалось, что узкие улочки - это лёгкие посёлка:
Неподвижно висели гирлянды сухих цветов, украшающие входы в сувенирные лавки, неподвижны были скатерти, полотенца и прочие прелестные вещи, выставленные и вывешенные на продажу, неподвижны были даже коты:
Внезапно тишину нарушил молодой человек, не лишённый киношного лоска, промчавшийся на мопеде, а потом всё погрузилось в сонную тишину, нарушаемую лишь стрёкотом цикад и вялыми воспоминаниями о фильме "Два лика января" с Кирстен Данст.
Лениво я думала о том, что в фильме был отнюдь не Крит, а Афины и... что будь я режиссёром, то снимала бы только на Крите, но языком молоть - не мешки ворочать, да? В смысле, что вялые маниловские мечтания - это мой удел, но в жару как-то без особого возмущения это принимаешь.
И вообще постигаешь дзен, присев рядом с ведром картошки:
Иногда попадались столь откровенно открыточные виды, что хотелось тут же распечатать, подписать и проштамповать их. Впрочем, иногда место им уступал достойный лаконизм:
Иногда лабиринты улочек наводили на банальные мысли о лабиринте Минотавра (мы же находимся в сердце крито-минойской культуры!):
Сочные жёлтые краски вообще идут Греции - не меньше, чем стандартные бело-синие, морские... как написала одна русская туристка:
-"Главная улица Крицы не лишена лоска!", и я полностью с ней согласна:
А иногда в жизнь врывалась реклама буклетов, которые безотказно действуют на туристов, когда речь идёт о круизах по Средиземноморью:
В начале нулевых, помню, пришла эта мода на "кружавчики", чтобы и лёгкое дыхание Прованса, и бабочки с блёстками на крыльях, и плетёная мебель, и велосипед с торчащим пучком лаванды или еловыми лапами (зависит от сезона и запроса!) из корзинки... но здесь, на Крице, всё это более, чем уместно, ибо Крица находится на пути хитросплетения критских кружев:
И гламурное оформление сувенирных лавок, которое заставит забиться женское сердечко:
И трудно представить себе, что где-то рычит, мечется и безумствует Минотавр, правда? И сотни туристов бродят среди деревянных и театральных колонн, оставленных нам археологом Эвансом... туристов манит иллюзия Критского дворца, но порой настоящая история пульсирует где-то в отдалении: вот женщина высунулась из окна, чтобы вымести сор из надоедливых лепестков бугенвиллии, а для тебя это воплощение рая на Земле, ибо ты приехала из холодной Сибири, где тоже есть зной, но... нет таких красок: