Пейзажи г. Саврасова ... дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу... критик Николай Рамзанов
И каждый год он ждал весну с большой надеждой, верой и невероятным упоением, как мальчишка, которому не терпится попроказничать. Мастер знал, что как только пробудится природа, то и у человека появятся, проснутся новые силы, желания жить дальше, двигаться, развиваться несмотря ни на какие обстоятельства, разочарования, удары судьбы и обиды...и мечта снова выпорхнет крылатой птицей, чтобы потеряться в небесах там, где живет надежда на свет, добро, тепло души и радость сердца.
Каждую весну он будто становился моложе, бросал все и бежал со всех ног писать пейзажи да этюды. Его работы называли "весной русского пейзажа". Художник просто заражался вдохновением, новизной пробуждения и каждая картина становилась шедевром. Поэзия холстов, музыка без слов, внутренний бездонный свет души и все это - творчество Алексея Саврасова.
Его влияние на русскую живопись бесценно, вот только слава не была к нему благосклонна. Саврасов прошел нелегкий путь от самых низов до академика и печальным кругом замкнулась его жизнь в больнице для бедных и полной нищете... Он открыл миру свою душу тонкую, нежную и очень ранимую...почему случилась трагедия? чем ответил мир?...и где встретил он такое чудовищное непонимание?...
24 мая 1830 года в Замоскоречье, в купеческой семье Соврасова родился мальчик и назвали его Алексеем. Пройдет не один десяток лет и фамилия разонравится художнику, решит заменить ее на более звучащую - Саврасов.
О самом детстве известно очень мало, лишь то, что лет с 12-ти мальчик начинает самостоятельно рисовать и увлекаться живописью. Отцу это совершенно не нравилось, он считал, что сын должен продолжать и развивать его дело, а к искусству относился, как к делу неприбыльному и пустому. Вот только рыночные торговцы с большим удовольствием скупали работы Алексея и с наценкой продавали дальше.
А тут и случай самой судьбы - знакомство с А. Воробьевым, который посещает Московское училище живописи. Ни скандалы отца, ни протесты, ни семейные неурядицы не смогли заставить Алексея отказаться от своей мечты. 14-летний Саврасов поступает в училище, только проучиться пришлось не долго. От чахотки умирает мать юного дарования и в дом приходит мачеха, только не злой теткой, а понимающей и в какой-то степени любящей. Именно она находит нужные слова для мужа, чтобы вернуть Алексея в училище.
Он попадает в класс к удивительному романтику Карлу Рабусу, который читает лекции и проводит практические занятия. Именно этот педагог научил Саврасова видеть прекрасное и удивительное, бесценное и величественное. Рабус своей легкой рукой вводит Алексея в творческую среду художников. Он всегда готов был помочь каждому не только морально, но и материально. Его дом был всегда открыт для студентов, в нем проходили встречи творческой интеллигенции, обсуждались выставки, книжные новинки, театральные премьеры.
Уже в юношеские годы Алексея называли "надеждой русского искусства", а в 1851 году юный художник получил малую серебряную медаль за работу "Вид Московского Кремля при луне". Только славу ему принесла совсем другая картина - "Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду".
Нынешним летом… несколько раз грозовые тучи виснули над Москвою, чему я был очевидцем два раза с Воробьевых гор, и надо отдать справедливость Соврасову, что он передал этот момент чрезвычайно верно и жизненно: видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы, – быть ливню и грозе... Николай Рамазанов
Невероятно сказочный Кремль в солнечных лучах после сильного дождя. И основное действующее лицо - не Кремль, не бегущая женщина, а бушующая непогода. Контрастное сопоставление светлых и темно-клубящихся туч, сгибаемое под порывами ветра могучее дерево...общее смятение...и торопливо идущая женщина...
В 1854 году Саврасов заканчивает учебу и уже никто не сомневается, что за Алексеем Саврасовым блестящее будущее и несомненный талант. Он словно стоит на пороге больших перемен и невероятных возможностей и кажется, что сама судьба постучала в его двери. Сквозь яркие просветы событий проникают лучики солнечного света и сердце начинает стучать в унисон с миром. И приходит шанс открыть новую страницу своей жизни, наполненную яркими мгновениями, невероятными впечатлениями, громадными возможностями. Это приглашение на творческий бал судьбы, где можно кружиться под удивительную и прекрасную музыку вальса ощутимых чудес...
И наступает светлая полоса удач, как будто жизнь разделили на две части. Теперь картины художника Саврасова участвуют на всех масштабных выставках, а критики говорят о нем, как о сильнейшем пейзажисте современности, он становится значимой фигурой в творческом мире.
И вновь подарок судьбы - в 1854 году княгиня Мария Николаевна побывала в Московском училище живописи и приобрела семь картин художников, в том числе и работы Саврасова. Его же она пригласила провести лето на ее даче в Сергеевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. Художник писал пейзажи с натуры, виды этих мест были просто божественны, с княгиней виделись крайне редко. Только однажды она спросила, как Алексей представляет свою жизнь и где хочет работать. Саврасов ответил, что мечтает вернуться в Москву. Если бы он принял великое покровительство Марии Николаевны, то это была бы совсем иная история и никто не знает, какой путь выбрала бы его судьба, только выбор был сделан иной...выбор, который изменил течение всей жизни...
Саврасов напишет две картины - "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" и "Вид в окрестностях Ораниенбаума", которые принесут ему звание академика, а одну из картин купит Павел Третьяков. Только шанс стать придворным живописцем Алексей так и не использовал, он вернулся в Москву.
Невероятное величие природы, которая неподвластна человеку, словно пронизана духом древних сказаний и былин. Гигантские валуны, как громадные каменные чудовища, готовые ожить в полночь и старый пень - леший этого леса, как сторожила, смотритель...раскидистый и таинственный дуб, помнящий все, что скрыто от глаз людей, хранитель тайн и событий...и мерцают, скрывшиеся, затерявшиеся в траве, колдовские мухоморы...и распахивается открытая поляна, а с неба падает свет, который разгоняет тьму по самым дальним уголкам, делая ее более таинственной и загадочной...и парусники в морской дали, как вестники светлой надежды...и смыкается земля и небо, сплетается свет и мрак, жизнь и смерть, утрата и великая надежда...
А здесь, унылый и казалось бы серый берег раскрывается Саврасовым красочным романтичным звучанием, наполняя атмосферу нежным очарованием, удивительной теплотой и легкой грустью...море, вечернее небо, воздушная тональность, внутренний свет...потрясающие облака, окрашенные солнечной палитрой, замшелые валуны и тихая благодать, приносящая душе спокойствие и радостное звучание...
В 1857 году уходит из жизни Карл Рабус и Алексею Саврасову предлагают возглавить пейзажный класс Московского училища живописи. Его учениками станут гиганты русского пейзажа такие, как К. Коровин, И. Левитан...
О уроках Саврасова ходили легенды, он был совершенно неповторим и незабываем...он мог распахнуть окна и впустить весну в аудиторию, впустить свежий ветер перемен, нежные солнечные лучи и звучание жизни...окинуть своих учеников прищуренным взглядом и отправить их в московские парки и скверы писать с натуры это новое утро, эти прекрасные незабываемые мгновения, которые уже не повторятся никогда...только сегодня, только сейчас, только по зову души и сердца, распахнув объятья этому миру...
...Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, а главное – чувствуйте... Алексей Саврасов
Ученики его просто обожали, он был человеком удивительной кротости, совершеннейшего ума и удивительной вселенской доброты, никогда не сердился и не вступал в споры...художник, открывший миру свое звучание...
В 1861 году Мастер получил казенную квартиру как профессор Училища. В том же году Саврасов женится на Софье Герц, которая являлась сестрой его товарища. Ей уже исполнился 31 год, согласитесь, что по тем временам очень немало. Софья была старше Алексея на 4-ре года. Отношения между супругами складывались вполне благополучно и пусть не было страсти, но относилась Софья к мужу достаточно тепло, заботилась, создавала уют. Сама же учительствовала в пансионе при лютеранской церкви. И в семье художника рождаются две девочки, одна из которых умирает в младенческом возрасте.
Уже в 1862 году Алексея Саврасова отправляют заграницу. Маленькую Верочку отставляют на родственников, а художник с супругой посещают выставку в Лондоне. Затем - Франция, Швейцария, Германия - выставки, творческие знакомства, работа над этюдами и картинами... Софья гордилась своим мужем и вместе с тем ожидала прочного положения в обществе, своего дома, заграничных поездок и гораздо большего финансового достатка. В семье рождаются еще дети, остается в живых только дочка Евгения. И начинается череда неприятностей и сложностей, которые очень сильно повлияли на творчество художника. А вот и Софья Карловна озвучивает свои запросы. Как не крути, но она - жена академика и хочется хорошо одеться, купить новое платье и шляпку. Женщина всегда остается женщиной! Недостаток денежных средств ее угнетает.
В августе 1870 года Саврасову отказывают в казенной квартире по причине того, что "мало учеников". Эта новость потрясла Мастера. Почти 10 лет он прожил на втором этаже маленького флигеля во дворе училища. И теперь его так жестоко и бесцеремонно этого лишают, значит его не ценят и вовсе в нем не заинтересованы. Удар был очень ощутим!
Обиженный и расстроенный Саврасов уезжает с семьей в Ярославль, на Волгу. Софья опять в положении, простужается, ребенок появляется на свет недоношенным и не выживает. Девочку похоронят на высоком берегу Волги...Саврасов сделает рисунок...обрыв, река и маленький крест...еще через три года он напишет картину, которую свяжет со своими личными воспоминаниями...
Пасмурный день...Пологий берег реки...Ветер гонит тяжелые облака...Заброшенная, поросшая бурьяном могила с покосившимся крестом и тонкая, совершенно беззащитная березка... И в целом образ очень печальный, если бы не ослепительные солнечные лучи, небесная высь, летящая птица, расправившая свои крылья и лодка с белым парусом вдали...все это возрождает надежду и веру, вносит жизнеутверждающий штрих...преодоление отчаяния и грусти, очищение через страдание и уныние, победа жизни над смертью...возрождение...
Широкая, уходящая вдаль могучая река с нависшей над ней тучей; впереди огромный крест и облетевшая березка — вот и все; но в этой простоте целый мир высокой поэзии... Исаак Левитан
Алексей Саврасов, стараясь убежать от своих тяжелых дум, все чаще уходит гулять с дочерью Верой на Волгу, пишет этюды, наброски, картины... Его старшая дочь Вера унаследовала от отца талант к рисованию, но Алексей категорически отказывался ее учить, считая, что ни денег, ни счастья от этого не будет. А тем временем именно в Ярославле он напишет свою просто легендарную картину "Грачи прилетели".
Все просто и скромно, до боли знакомо, но чувствуется необозримый бескрайний простор России...сдержанный и спокойный колорит несет в себе богатство оттенков, теплоту и деликатность...прозрачный весенний воздух наполнен снежным сиянием, в лужах отражается небо, тающие облака, непросохшая земля - приметы наступающей весны, легкие, едва слышные шаги...невидимое дыхание и зарождающаяся жизнь, вера, мечта и робкая надежда...и можно почувствовать "мягкую и добрую душу художника, для которого всё это было драгоценным и близким"...понять и принять эту боль и великую надежду...
Эта картина была представлена на выставке Московского общества любителей художеств. Публика была восхищена, критики пели хвалебные песни. А Павел Третьяков приобрел ее за значительную сумму - 600 рублей. Иван Крамской писал, что "картина является лучшей, и она действительно прекрасна". Однако драма жизни художника набирала обороты, но Алексей продолжал писать картины, только они уже не так популярны. В творческом мире появляются новые таланты, загораются новые звездочки, подающие большие надежды. Мир меняется, темы и цвета становятся более яркими, броскими, дерзкими. Тонкая лиричность уходит на второй план.
Алексей Саврасов стал испытывать большую потребность в алкоголе, стал ходить по кабакам и спускать заработанные деньги. Жена видела в нем только неудачника, который гробит свой талант. Падая в пропасть, он увлекал за собой свою семью...можно ли было его остановить? Наверное да, если очень сильно любить...но была ли она, эта любовь?... Софья Карловна была крайне раздражена и решила покончить с вопросом разом. В 1876 году с детьми она уходит от мужа к своей сестре, а жизнь Саврасова переходит в период скитаний. Алексей Кондратьевич остается один и все еще преподает в училище, только ничто не может унять боль и смятение души.
Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки, вроде каких-то грязных туфель; черная блуза повязана ремнем, на шее выглядывала синяя рубашка, на спине был плед, шея повязана красным бантом. Шляпа с большими полями, грязная и рваная... из воспоминаний Константина Коровина
Алексей Саврасов все больше и больше погружается в беспросветную безысходность. В 1882 году его увольняют из училища. Алексей Кондратьевич продолжает писать, но продает свои работы за бесценок перекупщикам, которые лишь пользуются его печальным положением.
На какое-то время сходится с простой женщиной, которая гораздо моложе его. Евдокия Моргунова родит от него дочь Надежду и сына Алексея. Эти дети не только выживут, но и окончат Строгановское училище. Надежда будет учительницей рисования, а Алексей - художником. Вот такой удивительный и совершенно неожиданный подарок судьбы. Только вместе они прожили совсем немного. Здоровье Саврасова сильно пошатнулось, и последние свои работы он писал наполовину ослепшим, держа кисть дрожащими руками...
Добрый и робкий, душевный и очень ранимый...учитель Константина Коровина и Исаака Левитана...автор учебника по рисованию, по которому обучались несколько поколений художников...в конце своей не легкой жизни, как и в отрочестве торговал рисунками на развалах...
Алексея Кондратьевича Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Он ушел из жизни в Москве, в больнице для бедных на Хитровке и проводить его в последний путь пришли двое: меценат Третьяков и ученик Левитан.
Не произошло второго витка волшебства, не стало все хорошо и удивительно, но остались грачи, светлые, теплые, дающие надежду и радость картины, трогающие душу пейзажи российские...и нужно помнить только хорошее и доброе, то, что несет свет в самой непроглядной тьме, что согревает душу и сердце...
Саврасов был удивительным человеком, Великим Мастером! Он любил поэзию Пушкина, музыку Чайковского, Шопена, с удовольствием слушал итальянского тенора Джованни Рубини, с свое время часто посещал спектакли в Малом театре...и верил в высокое предназначение художника и творца...
Светлой памяти Вам, Алексей Кондратьевич...
Всегда с вами - Летящая стрекоза...