Найти тему

Гениальность и трагичность художника Алексея Саврасова

Пейзажи г. Саврасова ... дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу... критик Николай Рамзанов

И каждый год он ждал весну с большой надеждой, верой и невероятным упоением, как мальчишка, которому не терпится попроказничать. Мастер знал, что как только пробудится природа, то и у человека появятся, проснутся новые силы, желания жить дальше, двигаться, развиваться несмотря ни на какие обстоятельства, разочарования, удары судьбы и обиды...и мечта снова выпорхнет крылатой птицей, чтобы потеряться в небесах там, где живет надежда на свет, добро, тепло души и радость сердца.

Каждую весну он будто становился моложе, бросал все и бежал со всех ног писать пейзажи да этюды. Его работы называли "весной русского пейзажа". Художник просто заражался вдохновением, новизной пробуждения и каждая картина становилась шедевром. Поэзия холстов, музыка без слов, внутренний бездонный свет души и все это - творчество Алексея Саврасова.

Его влияние на русскую живопись бесценно, вот только слава не была к нему благосклонна. Саврасов прошел нелегкий путь от самых низов до академика и печальным кругом замкнулась его жизнь в больнице для бедных и полной нищете... Он открыл миру свою душу тонкую, нежную и очень ранимую...почему случилась трагедия? чем ответил мир?...и где встретил он такое чудовищное непонимание?...

В. Г. Перов Портрет художника А. К. Саврасова, 1878 год
В. Г. Перов Портрет художника А. К. Саврасова, 1878 год

24 мая 1830 года в Замоскоречье, в купеческой семье Соврасова родился мальчик и назвали его Алексеем. Пройдет не один десяток лет и фамилия разонравится художнику, решит заменить ее на более звучащую - Саврасов.

О самом детстве известно очень мало, лишь то, что лет с 12-ти мальчик начинает самостоятельно рисовать и увлекаться живописью. Отцу это совершенно не нравилось, он считал, что сын должен продолжать и развивать его дело, а к искусству относился, как к делу неприбыльному и пустому. Вот только рыночные торговцы с большим удовольствием скупали работы Алексея и с наценкой продавали дальше.

А тут и случай самой судьбы - знакомство с А. Воробьевым, который посещает Московское училище живописи. Ни скандалы отца, ни протесты, ни семейные неурядицы не смогли заставить Алексея отказаться от своей мечты. 14-летний Саврасов поступает в училище, только проучиться пришлось не долго. От чахотки умирает мать юного дарования и в дом приходит мачеха, только не злой теткой, а понимающей и в какой-то степени любящей. Именно она находит нужные слова для мужа, чтобы вернуть Алексея в училище.

Он попадает в класс к удивительному романтику Карлу Рабусу, который читает лекции и проводит практические занятия. Именно этот педагог научил Саврасова видеть прекрасное и удивительное, бесценное и величественное. Рабус своей легкой рукой вводит Алексея в творческую среду художников. Он всегда готов был помочь каждому не только морально, но и материально. Его дом был всегда открыт для студентов, в нем проходили встречи творческой интеллигенции, обсуждались выставки, книжные новинки, театральные премьеры.

Уже в юношеские годы Алексея называли "надеждой русского искусства", а в 1851 году юный художник получил малую серебряную медаль за работу "Вид Московского Кремля при луне". Только славу ему принесла совсем другая картина - "Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду".

А. Саврасов "Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду", 1851 год
А. Саврасов "Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду", 1851 год

Нынешним летом… несколько раз грозовые тучи виснули над Москвою, чему я был очевидцем два раза с Воробьевых гор, и надо отдать справедливость Соврасову, что он передал этот момент чрезвычайно верно и жизненно: видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы, – быть ливню и грозе... Николай Рамазанов

Невероятно сказочный Кремль в солнечных лучах после сильного дождя. И основное действующее лицо - не Кремль, не бегущая женщина, а бушующая непогода. Контрастное сопоставление светлых и темно-клубящихся туч, сгибаемое под порывами ветра могучее дерево...общее смятение...и торопливо идущая женщина...

В 1854 году Саврасов заканчивает учебу и уже никто не сомневается, что за Алексеем Саврасовым блестящее будущее и несомненный талант. Он словно стоит на пороге больших перемен и невероятных возможностей и кажется, что сама судьба постучала в его двери. Сквозь яркие просветы событий проникают лучики солнечного света и сердце начинает стучать в унисон с миром. И приходит шанс открыть новую страницу своей жизни, наполненную яркими мгновениями, невероятными впечатлениями, громадными возможностями. Это приглашение на творческий бал судьбы, где можно кружиться под удивительную и прекрасную музыку вальса ощутимых чудес...

И наступает светлая полоса удач, как будто жизнь разделили на две части. Теперь картины художника Саврасова участвуют на всех масштабных выставках, а критики говорят о нем, как о сильнейшем пейзажисте современности, он становится значимой фигурой в творческом мире.

И вновь подарок судьбы - в 1854 году княгиня Мария Николаевна побывала в Московском училище живописи и приобрела семь картин художников, в том числе и работы Саврасова. Его же она пригласила провести лето на ее даче в Сергеевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. Художник писал пейзажи с натуры, виды этих мест были просто божественны, с княгиней виделись крайне редко. Только однажды она спросила, как Алексей представляет свою жизнь и где хочет работать. Саврасов ответил, что мечтает вернуться в Москву. Если бы он принял великое покровительство Марии Николаевны, то это была бы совсем иная история и никто не знает, какой путь выбрала бы его судьба, только выбор был сделан иной...выбор, который изменил течение всей жизни...

Саврасов напишет две картины - "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" и "Вид в окрестностях Ораниенбаума", которые принесут ему звание академика, а одну из картин купит Павел Третьяков. Только шанс стать придворным живописцем Алексей так и не использовал, он вернулся в Москву.

А. Саврасов "Вид в окрестностях Ораниенбаума", 1854 год
А. Саврасов "Вид в окрестностях Ораниенбаума", 1854 год

Невероятное величие природы, которая неподвластна человеку, словно пронизана духом древних сказаний и былин. Гигантские валуны, как громадные каменные чудовища, готовые ожить в полночь и старый пень - леший этого леса, как сторожила, смотритель...раскидистый и таинственный дуб, помнящий все, что скрыто от глаз людей, хранитель тайн и событий...и мерцают, скрывшиеся, затерявшиеся в траве, колдовские мухоморы...и распахивается открытая поляна, а с неба падает свет, который разгоняет тьму по самым дальним уголкам, делая ее более таинственной и загадочной...и парусники в морской дали, как вестники светлой надежды...и смыкается земля и небо, сплетается свет и мрак, жизнь и смерть, утрата и великая надежда...

А. Саврасов "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", 1854 год
А. Саврасов "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", 1854 год

А здесь, унылый и казалось бы серый берег раскрывается Саврасовым красочным романтичным звучанием, наполняя атмосферу нежным очарованием, удивительной теплотой и легкой грустью...море, вечернее небо, воздушная тональность, внутренний свет...потрясающие облака, окрашенные солнечной палитрой, замшелые валуны и тихая благодать, приносящая душе спокойствие и радостное звучание...

В 1857 году уходит из жизни Карл Рабус и Алексею Саврасову предлагают возглавить пейзажный класс Московского училища живописи. Его учениками станут гиганты русского пейзажа такие, как К. Коровин, И. Левитан...

О уроках Саврасова ходили легенды, он был совершенно неповторим и незабываем...он мог распахнуть окна и впустить весну в аудиторию, впустить свежий ветер перемен, нежные солнечные лучи и звучание жизни...окинуть своих учеников прищуренным взглядом и отправить их в московские парки и скверы писать с натуры это новое утро, эти прекрасные незабываемые мгновения, которые уже не повторятся никогда...только сегодня, только сейчас, только по зову души и сердца, распахнув объятья этому миру...

...Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, а главное – чувствуйте... Алексей Саврасов

Ученики его просто обожали, он был человеком удивительной кротости, совершеннейшего ума и удивительной вселенской доброты, никогда не сердился и не вступал в споры...художник, открывший миру свое звучание...

В 1861 году Мастер получил казенную квартиру как профессор Училища. В том же году Саврасов женится на Софье Герц, которая являлась сестрой его товарища. Ей уже исполнился 31 год, согласитесь, что по тем временам очень немало. Софья была старше Алексея на 4-ре года. Отношения между супругами складывались вполне благополучно и пусть не было страсти, но относилась Софья к мужу достаточно тепло, заботилась, создавала уют. Сама же учительствовала в пансионе при лютеранской церкви. И в семье художника рождаются две девочки, одна из которых умирает в младенческом возрасте.

Уже в 1862 году Алексея Саврасова отправляют заграницу. Маленькую Верочку отставляют на родственников, а художник с супругой посещают выставку в Лондоне. Затем - Франция, Швейцария, Германия - выставки, творческие знакомства, работа над этюдами и картинами... Софья гордилась своим мужем и вместе с тем ожидала прочного положения в обществе, своего дома, заграничных поездок и гораздо большего финансового достатка. В семье рождаются еще дети, остается в живых только дочка Евгения. И начинается череда неприятностей и сложностей, которые очень сильно повлияли на творчество художника. А вот и Софья Карловна озвучивает свои запросы. Как не крути, но она - жена академика и хочется хорошо одеться, купить новое платье и шляпку. Женщина всегда остается женщиной! Недостаток денежных средств ее угнетает.

В августе 1870 года Саврасову отказывают в казенной квартире по причине того, что "мало учеников". Эта новость потрясла Мастера. Почти 10 лет он прожил на втором этаже маленького флигеля во дворе училища. И теперь его так жестоко и бесцеремонно этого лишают, значит его не ценят и вовсе в нем не заинтересованы. Удар был очень ощутим!

Обиженный и расстроенный Саврасов уезжает с семьей в Ярославль, на Волгу. Софья опять в положении, простужается, ребенок появляется на свет недоношенным и не выживает. Девочку похоронят на высоком берегу Волги...Саврасов сделает рисунок...обрыв, река и маленький крест...еще через три года он напишет картину, которую свяжет со своими личными воспоминаниями...

Алексей Саврасов "Могила на Волге. Окрестности Ярославля", 1874 год
Алексей Саврасов "Могила на Волге. Окрестности Ярославля", 1874 год

Пасмурный день...Пологий берег реки...Ветер гонит тяжелые облака...Заброшенная, поросшая бурьяном могила с покосившимся крестом и тонкая, совершенно беззащитная березка... И в целом образ очень печальный, если бы не ослепительные солнечные лучи, небесная высь, летящая птица, расправившая свои крылья и лодка с белым парусом вдали...все это возрождает надежду и веру, вносит жизнеутверждающий штрих...преодоление отчаяния и грусти, очищение через страдание и уныние, победа жизни над смертью...возрождение...

Широкая, уходящая вдаль могучая река с нависшей над ней тучей; впереди огромный крест и облетевшая березка — вот и все; но в этой простоте целый мир высокой поэзии... Исаак Левитан

Алексей Саврасов, стараясь убежать от своих тяжелых дум, все чаще уходит гулять с дочерью Верой на Волгу, пишет этюды, наброски, картины... Его старшая дочь Вера унаследовала от отца талант к рисованию, но Алексей категорически отказывался ее учить, считая, что ни денег, ни счастья от этого не будет. А тем временем именно в Ярославле он напишет свою просто легендарную картину "Грачи прилетели".

Алексей Саврасов "Грачи прилетели", 1871 год
Алексей Саврасов "Грачи прилетели", 1871 год

Все просто и скромно, до боли знакомо, но чувствуется необозримый бескрайний простор России...сдержанный и спокойный колорит несет в себе богатство оттенков, теплоту и деликатность...прозрачный весенний воздух наполнен снежным сиянием, в лужах отражается небо, тающие облака, непросохшая земля - приметы наступающей весны, легкие, едва слышные шаги...невидимое дыхание и зарождающаяся жизнь, вера, мечта и робкая надежда...и можно почувствовать "мягкую и добрую душу художника, для которого всё это было драгоценным и близким"...понять и принять эту боль и великую надежду...

Эта картина была представлена на выставке Московского общества любителей художеств. Публика была восхищена, критики пели хвалебные песни. А Павел Третьяков приобрел ее за значительную сумму - 600 рублей. Иван Крамской писал, что "картина является лучшей, и она действительно прекрасна". Однако драма жизни художника набирала обороты, но Алексей продолжал писать картины, только они уже не так популярны. В творческом мире появляются новые таланты, загораются новые звездочки, подающие большие надежды. Мир меняется, темы и цвета становятся более яркими, броскими, дерзкими. Тонкая лиричность уходит на второй план.

Алексей Саврасов стал испытывать большую потребность в алкоголе, стал ходить по кабакам и спускать заработанные деньги. Жена видела в нем только неудачника, который гробит свой талант. Падая в пропасть, он увлекал за собой свою семью...можно ли было его остановить? Наверное да, если очень сильно любить...но была ли она, эта любовь?... Софья Карловна была крайне раздражена и решила покончить с вопросом разом. В 1876 году с детьми она уходит от мужа к своей сестре, а жизнь Саврасова переходит в период скитаний. Алексей Кондратьевич остается один и все еще преподает в училище, только ничто не может унять боль и смятение души.

Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки, вроде каких-то грязных туфель; черная блуза повязана ремнем, на шее выглядывала синяя рубашка, на спине был плед, шея повязана красным бантом. Шляпа с большими полями, грязная и рваная... из воспоминаний Константина Коровина

Алексей Саврасов все больше и больше погружается в беспросветную безысходность. В 1882 году его увольняют из училища. Алексей Кондратьевич продолжает писать, но продает свои работы за бесценок перекупщикам, которые лишь пользуются его печальным положением.

На какое-то время сходится с простой женщиной, которая гораздо моложе его. Евдокия Моргунова родит от него дочь Надежду и сына Алексея. Эти дети не только выживут, но и окончат Строгановское училище. Надежда будет учительницей рисования, а Алексей - художником. Вот такой удивительный и совершенно неожиданный подарок судьбы. Только вместе они прожили совсем немного. Здоровье Саврасова сильно пошатнулось, и последние свои работы он писал наполовину ослепшим, держа кисть дрожащими руками...

Добрый и робкий, душевный и очень ранимый...учитель Константина Коровина и Исаака Левитана...автор учебника по рисованию, по которому обучались несколько поколений художников...в конце своей не легкой жизни, как и в отрочестве торговал рисунками на развалах...

Алексея Кондратьевича Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Он ушел из жизни в Москве, в больнице для бедных на Хитровке и проводить его в последний путь пришли двое: меценат Третьяков и ученик Левитан.

Не произошло второго витка волшебства, не стало все хорошо и удивительно, но остались грачи, светлые, теплые, дающие надежду и радость картины, трогающие душу пейзажи российские...и нужно помнить только хорошее и доброе, то, что несет свет в самой непроглядной тьме, что согревает душу и сердце...

Саврасов был удивительным человеком, Великим Мастером! Он любил поэзию Пушкина, музыку Чайковского, Шопена, с удовольствием слушал итальянского тенора Джованни Рубини, с свое время часто посещал спектакли в Малом театре...и верил в высокое предназначение художника и творца...

Светлой памяти Вам, Алексей Кондратьевич...

Всегда с вами - Летящая стрекоза...