В 1942 году во Владивостоке началось строительство шести крупных убежищ скального типа:
- объект МПВО 2 на 480 человек;
- убежище завода "Металлист" на 200 чел.;
- два убежища Дальзавода на 600 чел. каждое;
- производственное укрытие Дальзавода на 2000 чел.;
- подземные производственные мастерские при станции "Первая речка".
О последнем из перечисленных объектов и пойдёт речь в настоящей статье.
Перед Вами объект скального или как ещё принято было в то время называть "пещерного" типа, возведенный силами железнодорожников - рабочих узловой станции и депо "Первая речка". Его предполагаемое первичное функциональное назначение - размещение защищённых производственных мастерских. Не смотря на то, что здесь вероятно более активно использовались средства механизации труда (на некоторых строящихся объектах того времени во Владивостоке механизация не применялась вообще, в свою очередь у железной дороги имелись кое-какие ресурсы механизации в отличии от некоторых предприятий), объект в срок сдан не был, как впрочем и другие аналогичные объекты, и достраивался уже после окончания Второй мировой войны.
Объект имеет два коленчатых входа, к которым впоследствии были пристроены тамбуры, а старые входные дверные проемы оснащены позднесоветскими противоатомными герметическими дверями.
Конструкцией не предусмотрены вентиляционные шахты, как зачастую и бывало в объектах тех лет, а вентиляционную воздуховоды выведены прямо во входы, где оканчиваются малыми защитными секциями, которые захлопывались при ударной волне снаружи.
Объект по конфигурации представляет собой два параллельных зала, уходящих вглубь скалы, которые соединены между собой перпендикулярно расположенными помещениями.
Обратите внимание, что классические для скальных объектов полукруглые своды здесь усилены железобетонными рёбрами жёсткости. Подобное решение нигде более в посещенными нами скальных объектах не встречались и вероятно является своего рода уникальной конструктивной особенностью данного объекта.
Объект имеет перепад высот со снижением ближе ко входам, что позволяет дренажной системе отводить воды от основной части помещений объекта.
Не известно было ли размещено в объекте производственное оборудование, как изначально предполагалось, но в результате модернизации конца 70х - начала 80х объект предположительно стал использоваться в качестве защищённого ведомственного узла связи станции "Первая речка", для этих целей были пристроены тамбуры, установлены защитные и защитно-герметические двери на входах, установлена новая фильтро-вентеляционная установка на 2 столбика фильтров ФП-100, а также выполнен постамент для размещения небольшой дизель-генераторной установки, которую разместили в помещении, выход в которое осуществляется из тамбура между наружной и внутренней гермодверью. Такое решение периодически встречается в некоторых защитных сооружениях гражданской обороны.
На объекте можно встретить фрагменты АТС, сейф, множество сгнившей мебели и вещей, благодаря чему внутри присутствует стойки запах гниения дерева.
Прямо сейчас объект начинает свою третью жизнь - РЖД начали его восстанавливать, из него откачали воду, расчистили от мусора, побелили тамбуры (возможно и весь объект), покрасили и закрыли двери, нанесли трафареты. Однако пользователям объекта ещё предстоит решить проблему проникновения воды и грунта через входы, которые были изначально довольно низко заложены, а в результате поднятия дороги, вплотную проходящей мимо объекта, входы оказались более чем на метр ниже уровня земли. Будем верить что проблема будет решена, а объект восстановлен, как и другие объекты гражданской обороны РЖД, над которыми сейчас ведутся восстановительные работы.
А я заканчиваю свой рассказ об объекте, всём спасибо за внимание!