С началом демократических реформ в России как-то незаметно отошли на задний план такие понятия, как патриотическое воспитание, национальная гордость, историческая память и многие другие «бесполезные» взгляды. Потихоньку угасают от хронического безденежья провинциальные музеи, история сознательно и злонамеренно искажается, изымаются из школьных учебников, замалчиваются многие её героические страницы. Память о славном прошлом своей страны, чувство принадлежности к великому народу постепенно подменяются непонятными большинству людей абстрактными «общечеловеческими ценностями».
Вот и в этом году практически никем незамеченной прошла одна из ярчайших страниц нашей истории – 777- летие подвига полка рязанского воеводы Евпатия Коловрата, сложившего голову в бою с захватчиками в январе 1238 года. Проведённый опрос в сети Интернет показал, что девять из десяти респондентов даже не представляют о чём идёт речь, хотя ещё 25-30 лет назад об этом герое знал любой ученик четвёртого класса средней школы. До сего дня героические судьба отряда Коловрата таит в себе много неразрешённых вопросов и загадок. Никоим образом не претендуя на «научность» данной статьи и отбросив новомодные теории о том, что «никакого монгольского нашествия не было», попытаемся восстановить события тех далёких дней, используя некоторые версии и предположения.
Зимой 1237 года сигнальные костры с рязанского порубежья послали весть: на Русь идёт невиданная в её истории беда. Первой жертвой монгольских завоевателей стало Муромо-Рязанское княжество. На заведомо неприемлемые предложения хана Бату о покорности, выплате огромной дани, унизительное требование предоставить жён на утеху воинам гордые рязанцы ответили отказом: « когда нас не станет – всё ваше будет». Военное искусство Руси тех лет предполагало битву с врагами «в поле», поэтому рязанские полки, оставив за спиной родные города, двинулись навстречу неведомому врагу. Тогдашний правитель Рязани князь Юрий Ингваревич видимо принял серьёзное вторжение за обычный грабительский набег зарвавшегося кочевого князька, поэтому он вполне обоснованно рассчитывал на победу в правильном сражении своего закалённого в постоянных стычках со степняками войска и вместо обороны за надёжными стенами крепостей, отважно бросился в бой.
В начале декабря в битве на реке Ранова немногочисленная рязанская рать была уничтожена. 16 декабря 1237 года после пятидневной осады, перешагнув через тела ополченцев, посадских и крестьян из окрестных деревень, монголы ворвались в Рязань, на стенах которой так не хватало профессиональных бойцов, ушедших с князем Юрием. Захватчики почти поголовно истребили всех жителей, как сообщает летописец: «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые».
Разорив рязанскую землю, монгольская армия двинулась дальше, в вглубь страны. Основная масса войск, включая неповоротливый обоз, (ну не строили же монголы под каждым городом или погостом осадные орудия заново!), двинулась по главным транспортным артериям того времени – льду замёрзших рек. Конные соединения рассыпались широкой облавой, разоряя встречные поселения.
Путь захватчикам преградила рать великого владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, возглавляемая его сыном Всеволодом, и союзные новгородцы под началом воеводы Иеремии Глебовича. Генеральное сражение было решено дать на границах Владимиро-Суздальской земли, вблизи Коломны, на льду реки Москвы. Владимирское войско с присоединившимися к ним остатками пронских и рязанских полков под командованием князя Романа Ингваревича, мужественно выдерживало яростные наскоки монгольской кавалерии, нанося сильные контрудары лучшими войсками Руси того времени – тяжеловооружённой конницей.
В трудах современных историков подчёркивается серьёзность битвы под Коломной. Об этом свидетельствует тот факт, что там был убит один из чингизидов, хан Кулькан, а это могло произойти лишь в случае крупного сражения, шедшего с переменным успехом и сопровождавшегося глубокими прорывами боевого порядка монголов (ведь царевичи - чингизиды во время сражения находились позади боевых линий). Но и здесь, в ходе трёхдневной схватки, за счет преимущества монгольской армии в численности и организованности хану Батыю удалось одержать победу. Почти все русские воины (в том числе князь Роман и воевода Иеремия Глебович) пали в бою.
Оставив небольшой отряд для осады Коломны, и направив экспедиционный корпус на Москву, основная часть монгольской армии двинулась на север с целью выйти на другой удобный путь на стольный Владимир – реку Клязьму. Маловероятно, что все наличные силы, как принято считать в академической историографии, Батый направил на штурм заштатного городка, коим была Москва в 13 веке. Смогли бы защищавшие будущую столицу России младший сын Георгия Владимир и воевода Филипп Нянка «с малым войском» успешно противостоять всей монгольской армии и продержаться почти столько же, сколько и укреплённая людная Рязань? Казалось, ничто не мешает хану Батыю спокойно дойти до Владимира и без помех осадить столицу Северо-Восточной Руси.
Неожиданно растянувшиеся на марше войска монголов подверглись мощному удару, который нанесло невесть откуда появившееся русское войско.
Бой
Во главе атаковавшего монгольскую армию русского войска стоял рязанский боярин Евпатий Коловрат. Согласно народным преданиям Евпатий Львович Коловрат родился около 1200 года, близ деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области). Вотчину же имел на Урсовском городке под селом Заполье. Во время нашествия Батыя Евпатий Коловрат с небольшим отрядом княжеских дружинников находился в Чернигове, другие источники сообщают, что Коловрат собирал дань на реке Пра. Узнав страшную весть о разгроме рязанского войска и гибели города, боярин без промедления отправился в Рязань. Вот что говорит об этом летописец: « И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы.»
Неожиданное появление неизвестного войска и разгром русскими нескольких отрядов встревожили монгольское командование. «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «от полка мы Евпатия Коловрата, посланы тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить!».
Против русского полка был направлен отборный отряд латников-кешиктенов под командованием шурина Батыя Хостоврула. Монгольский военачальник похвалялся, что приведёт Коловрата на аркане и бросит к ногам великого хана. 15 января 1238 года пять тысяч тяжеловооружённых монгольских воинов Хостоврула встретились с ратниками Коловрата в открытом бою. «И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал». В скоротечной схватке монгольский отряд был полностью уничтожен, но и русское войско понесло большие потери, как гласит предание, в строю осталось всего 300-400 человек. Против горстки русичей были направлены свежие войска. Однако все атаки были отбиты, отступившие темники и нойоны с ужасом говорили что: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища».
Озадаченные таким неистовым сопротивлением, монголы попытались вступить в переговоры, по легенде сам великий Субедэй-багатур, подъехал к боевым порядкам коловратовой рати и спросил: «Чего вы хотите, воины?» и услышал ответ, приведший его в замешательство: « Мы пришли умереть!». Выдвинувшиеся к месту сражения основные силы монгольской армии, приступили к обстрелу горстки защитников « тяжёлой артиллерией» тех лет: баллистами и катапультами. Только когда под градом камней и тяжёлых «болтов» погибли или были ранены почти все русские воины, включая их командира, захватчики смогли отпраздновать победу.
Рассказанная в «Повести о разорении Рязани Батыем» история с обстрелом небольшого отряда громоздкими и неповоротливыми «пороками» только на первый взгляд выглядит неправдоподобной. Разумеется, стрельба из камнемётов по небольшой быстро маневрирующей цели малоэффективна, но если враг стоит неподвижно или удерживает какой-либо важный стратегический пункт камни и тяжёлые стрелы-болты могут нанести ему чувствительный урон. К примеру, в битве при Раковоре в 1268 году русские войска успешно расстреляли из тяжёлых метательных орудий войско датско-немецких рыцарей, застрявших в глубоком снегу. Таким образом, в данном случае рязанский летописец передал вполне достоверный факт.
По приказу Батыя к нему принесли тело Евпатия Коловрата. «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.» - свидетельствует хронист. По легенде, оставшиеся в живых русские воины взяли тело своего доблестного командира и похоронили его с почестями в рязанской земле. Кажется летопись «О разорении Рязани Батыем», народные предания, легенды и сказания довольно полно рассказали нам об этом, безусловно, великим подвиге.
Однако, - возразит скептик, - нигде не указано ни точное место сражения отряда Евпатия Коловрата ни место его последнего боя, да и сомнительно, что такой отряд мог успешно противостоять всему мощному монгольскому войску.
Крепость
В отечественной литературе, кинематографии и отчасти в официальной истории, бытует мнение о том, что монгольская армия, вторгшаяся на Русь, представляла собой иррегулярную конницу, вооружённую луками и кривыми саблями, одетую в засаленные ватные халаты и несуразные меховые малахаи. На самом деле нашим предкам пришлось столкнуться с лучшей военной машиной 13 века: организованной, дисциплинированной, хорошо обученной и вооружённой, имевшей разделение на различные рода войск, и даже обладавшей целым инженерным корпусом темника Тэмутэра. Действительно, основную ударную массу монгольского войска составляли легковооруженные конные лучники. Но имелась и другая важная и значительная по численности группа – тяжелая конница, кешиктены, вооруженная мечами и пиками. Взаимодействие между этими родами войск было доведено до совершенства. Бой, как правило, начинали конные лучники. Они атаковали противника несколькими разомкнутыми параллельными волнами, непрерывно обстреливая его из луков; при этом всадники первых рядов, выбывшие из строя или израсходовавшие запас стрел, мгновенно заменялись воинами из задних шеренг. Скорость стрельбы была неимоверной: 6 – 8 стрел в минуту без ущерба для меткости. По свидетельству средневековых летописцев монгольские стрелы в бою действительно «застилали солнце». Если враг не выдерживал этого массированного обстрела и начинал отступать, то легкая конница саблями сама же и довершала разгром. Если же противник контратаковал, то монголы не принимали ближнего боя. Излюбленной тактикой было отступление с целью заманить противника под неожиданный удар из засады. Удар этот наносился тяжелой конницей и почти всегда приводил к успеху. Тяжеловооружённая монгольская конница была аналогична рыцарству Европы или русской «кованой рати», однако монгольские «багатуры» были более подвижны в бою и могли не только наносить фронтальные удары, но и, перестроившись, быстро выходить во фланг и тыл строя противника. И всадники, и лошади были защищены доспехами – сначала кожаными, из особо выделанной буйволовой кожи, которая для большей прочности покрывалась лаком, (это обеспечивало хорошие защитные свойства – стрелы не застревая, скользили по поверхности). К началу нашествия на Русь практически все воины-кешиктены имели надёжные кольчуги или металлические панцири.
Именно за счёт тактики и отлично налаженного взаимодействия двадцатитысячным корпусом Субедэя и Джебэ в 1223 году было разгромлено восьмидесятитысячное русско-половецкое войско, в 1229 монголами была уничтожена во много раз превосходящая по численности армия волжских булгар, зимой 1237-38 годов были разбиты сильные рязанские и владимирские полки. И вдруг случается невероятное: каких-то 1700 воинов успешно противостоят практически всему монгольскому войску, нанося ему чудовищные потери. К тому же вызывают удивление упорные бесплодные атаки батыевых воинов против горстки русских ратников, которые завершаются лишь с полным уничтожением отряда храбрецов с помощью дальнобойных метательных систем.
Известно, что короткий широкий монгольский лук гарантированно пробивал самые прочные доспехи воинов тех времён с расстояния 60-70 метров. Зная, с кем пришлось столкнуться нашим пращурам, можно с уверенностью предположить, что несколько тысяч конных лучников могли за пару десятков минут превратить малочисленный отряд вышедших «биться в поле», рязанских витязей в подобие дикобраза, сплошь утыкав их стрелами, однако с полком Коловрата такого не происходит. Удар отряда тяжеловооружённых кешиктенов Хостоврула тоже оканчивается поражением и смертью монгольского полководца.
Предположение, что успех воинов Евпатия заключался в применении ими партизанской тактики, не заслуживает внимания. Зимой в лесу без тёплого жилья долго не протянешь, да и без дорог по глубокому снегу быстро не побегаешь. К тому же расхожее мнение о том, что степняки - монголы неуютно чувствовали себя в снегах и лесах Северо-Восточной Руси несостоятельно. Не стоит забывать, что климат в монгольских степях не менее суров, а дремучих заснеженных лесов в тот период было много и в северном Китае, и в горах Кавказа и на Волге. И нигде леса не помешали степным завоевателям и не защитили все те страны и народы, по которым железным катком прокатилась лавина монгольского нашествия. Что же случилось или могло случиться на древней Владимирской земле в январе 1238 года? Почему монголы не могли успокоиться, пока не уничтожили незначительный полк рязанского боярина?
Одна из предполагаемых версий – очень сильная позиция, занятая Коловратом на пути основной части монгольского войска. Таковой мог стать укреплённый погост на границе рязанского и владимирского княжеств. Погостами на Руси в те времена называли места для сбора дани, таможенных платежей (мыта), стоянку купцов и прочее, в отдельных районах одновременно выполняющих функции пограничной заставы. Подобных укреплённых городков в русских княжествах 13 века были десятки, однако под место последнего боя рязанских витязей подходит всего один, находящийся на торговом пути - старинной Коломенской дороге.
Во избежание нашествия и разорения окрестностей новой ордой с металлоискателями, не стану называть точные координаты данного места, однако хочу заметить, что древняя дорога и пограничная крепость были обозначена на копии старинной карты-чертежа, приведённой в книге владимирского краеведа С.И. Родионова.
Древняя Коломенская дорога, доступная для передвижения лишь зимой, выходила практически под самые стены этой крепостицы, возвышавшейся на высоком берегу реки. Место для строительства городка наши предки выбрали идеально. Господствующая над окрестностью высота, с которой просматриваются окрестности на десятки километров, возможность блокирования движения по реке и «коломенскому зимнику». С двух сторон укрепление было надёжно защищено крутым обрывом, спускавшимся до самого уреза вод. Со всех четырёх сторон до сих пор сохранился оборонительный вал, разумеется, не такой мощный, как в Дмитрове или стольном Владимире, но всё равно довольно внушительный. Слева и справа от бывших ворот находятся обширные ровные участки местности, имеющие очень интересные названия: Убитое поле и Ханское поле. Пройдя кратчайшим путём по зимнику и заняв это стратегически важное укрепление, отряд Коловрата мог сильно осложнить жизнь захватчикам. Вполне вероятно, что напротив крепости на льду реки были устроены завалы из стволов деревьев и снега, обильно политые водой и покрывшиеся на морозе ледяной коркой. Подобные сооружения часто использовались русским войсками в качестве полевых укреплений.
Таким образом, самый удобный путь к одной из основных целей похода Батыева войска – городу Владимиру был перекрыт. Расставленные на крепостной стене с «речной» стороны вооружённые луками и самострелами воины, могли безнаказанно расстреливать всех, кто пытался разрушить или перейти через препятствие. Разумеется, монголы, прикрывшись от горстки безумцев засевших в крепости, заслоном, могли проложить дорогу лесами и обойти непокорное укрепление, но оставлять в тылу отряд отчаянных рубак они явно не собирались. К тому же обустройство дороги отнимало у воинов Батыя самый главный ресурс – время. В ханской ставке было прекрасно известно о спешно собираемой Великим князем Юрием новой рати в северных районах княжества.
Практически повсеместно население и гарнизоны подобных городков предпочитали либо покинуть укрепление и отсидеться в лесах, либо отступить в большой и лучше защищённый город. При оказании сопротивления монголы не тратили много времени на штурм таких городищ. Беспощадно сметая стрелами всё, что появлялось на стенах, ханские военачальники в первых рядах посылали на штурм так называемый «хашар», состоящий из пленных, провинившихся или вспомогательных отрядов с фашинами для засыпания рва и штурмовыми лестницами. Когда ров был завален, лестницы установлены, в дело вступали хорошо вооружённые и защищённые доспехами пехотинцы. Высказываемое утверждение о том, что монголы не умели биться пешими, вызывает закономерный вопрос: как они ухитрялись сражаться в узких улочках китайских, хорезмских, иранских и прочих городов сидя верхом на лошадях? Большого войска в погостах и приграничных заставах быть не могло, поэтому через несколько часов всё завершалось полной победой атакующих.
Но возле этой маленькой крепости завоеватели споткнулись: отработанная годами тактика штурма почему-то не сработала. Возможно, именно наличие у полка Коловрата неплохо укреплённого пункта привело к использованию метательных машин: расстреливать деревянные стены монголы умели превосходно. Однако, «артиллерия» была введена в бой на завершающем этапе битвы, до этого непобедимые прежде монголы несколько раз были биты у стен погоста в открытом бою, причём армией, во много раз уступающим им в численности.
Меч
И вот здесь возникает ещё одна версия неожиданно успешного противостояния орде монголов небольшого подразделения русичей - наличие у Евпатия Коловрата какого-либо мощного нехарактерного для 13-го века оружия.
На первый взгляд данное предположение выглядит чистой фантастикой, но…! Фольклорные источники Руси дают богатый материал по необычному оружию, которое служит верным помощником герою в сражении со злыми силами. Следует отметить, что, несмотря на существование в древнерусской литературе и восточнославянском фольклоре других символов воинской доблести таких, как копьё и сабля, отчётливый след сохранившихся представлений о сверхъестественных свойствах оружия тянется именно за мечом. Обладание русскими витязями и богатырями необычным вооружением неоднократно упоминается в сказках, былинах, летописях и даже житиях святых. У защитников Муромо-Рязанской земли вполне мог оказаться один из таких артефактов, реальность существования которого теперь не ставится под сомнение даже официальной исторической наукой - Агриков меч.
Происхождение Агрикова меча теряется в глубине веков, по одним источникам его выковал Агрик, потомок иудейского царя Ирода Великого, по сообщениям других - авторами изделия были мастера древнего дославянского населения Клязьминско-Окского междуречья. До нас дошло описание этого оружия: прямой обоюдоострый меч, клинок которого испускал слабое голубоватое свечение, видимое в темноте. Владельцами Агрикова меча на Руси в разный период оказывались как герои народных преданий вроде Святогора-богатыря и Бури-богатыря - коровьего сына, так и вполне реальные личности, такие как Пётр Муромский, его земляк известный всем богатырь Илья Муромец, и ставший героем былин, прославленный воевода Владимира Мономаха, уроженец стольной Рязани богатырь Добрыня Никитич. Чаще всего в древнерусских сказаниях чудесный меч применяют в борьбе против змея, тогдашнего олицетворения зла.
Змеем мог оказаться кто угодно: мифический дракон, жрецы древней языческой веры, походная колонна извечных врагов Руси – кочевников, издали в движении напоминавшая огромную змею. Например, согласно сказанию, богатырь Добрыня Никитич смог победить Змея Тугарина только с помощью заговорённого меча. Это случилось 19 июля 1096 года под Переяславлем, где объединёнными дружинами русских княжеств было нанесено серьёзное поражение сильному половецкому войску, а его предводитель хан Тугоркан (Тугарин Змиевич) был убит.
Другой не менее известный факт обладания раритетным оружием представлен в « Повести о житиях святых Петра и Февронии Муромских». По преданиям к жене тогдашнего правителя Мурома князя Павла под видом законного супруга начал приходить некий Змей «для склонения ея во блуд. И змии же осиле над нею». Однако жена, которую терзал некий Змей, все рассказала мужу и вызнала, что смерть Змею предначертана «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Петра отыскали быстро, это был шестнадцатилетний брат правящего князя. Разумеется, Пётр сразу решил помочь родственнику, но ему было неизвестно что это за Агриков меч и где можно его взять. Однажды, как сообщает «Повесть», Пётр пришёл в Воздвиженскую церковь, в которой ему явился некий юноша и указал место, где лежит меч. Когда настал момент битвы, от удара волшебным клинком Змей потерял ложный облик, принял свой настоящий вид, «и нача трепетатися, и бысть мертвъ».
В «Житии» ничего не говорится о боевых навыках Петра. Меч без усилий со стороны Петра оказывается у него, и сам, по сути, с одного удара разит Змея. Не стоит забывать, что позиции христианства в северо-восточной Руси в 12 веке были весьма шатки, поэтому скорее всего сего здесь под Змеем подразумевались жрецы старой, дохристианской веры, пытавшиеся ввести «во блуд», то есть возвратить к язычеству, правящий Муромский дом, но были повержены некогда принадлежащим им оружием.
Однако обладание Агриковым мечом всегда приносило его владельцам тяжёлую болезнь или смерть. Не избег общей участи хозяев древнего клинка и серьёзно расхворавшийся юный муромский княжич, как сообщает «Повесть», всё тело Петра покрылось язвами и струпьями, и он дошёл до такого состояния, что не мог самостоятельно передвигаться. О дальнейших событиях в предании говорится так: «Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. «Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Необычной девушке, дочери простого бортника, умевшей повелевать животными и птицами, неоднократно на глазах у многих людей походя, без усилий превращавшей хлебные крошки в янтарь удалось справиться с загадочной болезнью, терзавшей юного княжича. Дальнейшее хорошо известно: после некоторых затруднений Пётр и Феврония стали мужем и женой. День памяти благоверных, отмечаемый 8 июля, стал в современной России праздником – Днём семьи, любви и верности.
О судьбе Агрикова меча в «Повести» не сказано ничего, но вряд ли Пётр смог расстаться с чудо - оружием. Сыновей у него не было, поэтому он мог передать по наследству артефакт своей дочери, вышедшей замуж за правителя нынешнего города Юрьев - Польского. Князь также мог просто спрятать оружие или, что более вероятно, отдать на хранение наследникам языческого прошлого княжества - волхвам, законным владельцам меча. Не стоит забывать, что Феврония, обладавшая способностями недоступными простому человеку, вполне могла быть выходцем из их среды и подтолкнуть своего супруга на такое действие.
В наступившие тяжёлые времена иноплеменного нашествия, поставившего весь народ независимо от вероисповедания на грань физического уничтожения, хранители древнего артефакта передали Агриков меч тому, кто бы осмелился им воспользоваться, добровольно возложив жизнь на алтарь защиты родной земли. И не нашли мудрецы-волхвы никого достойнее, чем рязанский боярин Евпатий, сын Льва, видимо совсем неспроста носившего своё языческое прозвище - Коловрат.
«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары, точно пьяные или безумные. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. Почудилось татарам, что мертвые восстали….». Не помогли захватчикам, соприкоснувшимся с мощью Агрикова меча и ставших «пьяными или безумными», ни маневренность их лёгкой конницы, ни фантастическая меткость и скорострельность их луков, ни мощь атаки отборных ханских багатуров. Лишь забросав горстку героев тяжёлыми камнями с безопасного расстояния, враги смогли одолеть полк Коловратов. Ту малопонятную настойчивость, с которой монголы пытались истребить незначительный русский отряд и захватить маленькую крепость, теперь можно объяснить желанием Батыя, во что бы то ни стало заполучить древний таинственный артефакт.
Дальнейшая судьба Агрикова меча неизвестна. Надеюсь, что в когда-нибудь историки, краеведы или просто неравнодушные к истории родной страны люди отыщут следы уникального клинка, ведь такое оружие никогда не исчезает навечно.
Предыдущая часть:
Продолжение: