Найти в Дзене
Eugene Korsdorf

Миры Иггдрасиля и царство Хель

С неба сыплет ледяная крупа, стонут в балках от порывов северного ветра души таджикских строителей, отравившихся некачественной краской, трещат от мороза депевья в лесу а я буду рассказывать сказку-быль.

Вчера я рассказал о том, как появились боги – асы и ваны, инеистые великаны, люди и гномы и такая безделица, как срединный мир Мидгард и прочие странные и зачастую страшные места, где можно запутаться и заблудиться... И даже мурашки бегут по спине, если представить, что может случиться... Как начали портиться отношения между богами, как появились зависть, злоба и алчность, – та так и вовсе была воплощена; и как случилась между богами первая война и чем она закончилась. Я только хотел бы добавить, что в представлении норвегов мир имел весьма непростую структуру, обусловленную наличием у них неслабого воображения и наличием в том самом воображении такого явления как Иггдрасиль. Древо предвечно и я не нашел упоминания о его появлении. То есть это даже не объект в нашем понимании, а некоторая такая трансцендентная сущность, которая вот была просто и все, как Гиннунгагап. Но если Великая бездна олицетворяет хаос, то Иггдрасиль олицетворяет порядок, пронизывая собой Вселенную и покоя на своих ветвях и корнях все девять миров. Как я вчера рассказывал, Древо пронизывает собой Нифльхейм, Хельхейм и Мидгард. Еще под землей, в корнях Древа, где-то между Мидгардом и Хельхеймом, находится Свартальвхейм, мир двергов, земляных карликов, которых боги понаделали из червей. Асы решили, что раз они ответственны за создание уродцев, то надо бы и дом им дать. И создали двергам дом по их предпочтениям. Выше Мидгарда находился мир Льесальвхейм, или Альвхейм - мир светлых альвов, эльфов, которых норвеги видели как добрых духов природы или духов предков. Это совершенно самостоятельная группа существ, ближе, скорее, к асам и двергам, а сведения о них крайне отрывочны и неполны, так что тут можно фантазировать как угодно, потому как благие духи не обидятся, думается мне. Ну и Asgard uber allen, конечно же.

То есть миров было девять: Асгард, Ванахейм, Ётунхейм, Утгард, Льесальвхейм, Мидгард, Муспелльхейм, Нифльхейм, Свартальвхейм и Хельхейм. Здесь нет ошибки, – внимательный читатель насчитал десять:). Дело в том, что не понятно до сих пор, стал ли Утгард Хельхеймом или нет. Но миров девять, да. Парадокс:). Про Хельхейм я не рассказывал, и сейчас исправлю это упущение, – не обессудь, слушатель, по мере моего рассказа будут всплывать какие-то вещи, которые я забыл пояснить или о которых хотел рассказать, потому что трудно такой огромный пласт поэзии свести в прозу и постоянно у меня что-то выпадает, как листок записи из преполненной в попыхах папки... Так вот, например, я забыл рассказать о том, что во время первой войны богов погиб сын Одина – Бальдр. Погиб нелепо и преждевременно и при весьма небанальных обстоятельствах, в результате интриг еще одной весьма противоречивой фигуры. Но о богах я чуть позже расскажу. Сейчас расскажу про страну страшной Хель, куда попадают все умершие "соломенной смертью", – на соломе, в покое. Хельхейм – "владения Хель", – темное и туманное место, в которое попадают все умершие, кроме героев принятых в эйнхерии – собрание достойнейших воинов, призванных после героической гибели на поле брани в чертоги Вальхаллы пировать до начала Рагнарека – Сумерек Богов, – Конца Света древних норвегов.

Властвует в этом мрачном царстве великанша Хель, низвергнутая туда Одином – верховным богом и Всеотцом – дочь Локи, бога огня и лукавства и великанши Ангрбоды – Вредоносной. Хель одно из жутких порождений Локи и одно из трех хтонических чудовищ нордической мифологии. О ней и том, как она в Хельхейме оказалась, я расскажу подробней попозже, а пока сказ про страну.

Хельхейм отделен от мира живых непреодолимой рекой Гьелль, берущей свое начала у источника Хвергельмир, протекает через бездну Гиннунгагап, и оттуда попадает в земные миры. Через Гьелль перекинут тонкий золотой мост Гьялларбру, охраняемый верной служанкой Хель – великаншей Модгуд и ее псом Гармом. Мост звенит, когда по нему идет живой, и остается безмолвным, если по нему ступает мертвый, а потому никому из живых, – путь туда закрыт даже богам, – кроме героя Хермода, не удалось пробраться в Хельхейм и вернуться обратно. Песик на входе очень непростой, – он тоже одно из хтонических чудовищ и тоже порождение Локи и Ангрбоды, – вот надо было после первенца успокоиться:). Гарм четырехглаз, огромен и прикован к скале в пещере Гнипа, которая вся сплошь покрыта кровью. Вой Гарма станет знамением начала Рагнарека. Именно из Хельхейма в начале Рагнарека выплывет Нагльфар – корабль из ногтей мертвецов, освобожденный потопом из земного плена, неся воинство ётунов под предводительством великана Хрюма. Некоторые скандинависты считают, что корабль из такого материала будет слишком тяжел и потому он не приплывет, а приедет, как сани, по промерзшим в результате трехлетней зимы Фимбулвинтер до самого дна, морям. И именно потому в Норвегии до сих пор есть обычай остригать мертвым ногти и сжигать их, дабы не поставлять строительный материал для кошмарного корабля.

Есть еще один мост в древних сагах – Биврёст, – мост-радуга, соединяющий Асгард с иными мирами. Его сторожит Хеймдалль, страж моста, чье жилище находится у основания Бивреста. В день Рагнарека, сыны огненного великана Сурта перейдут по мосту из Муспельхейма для последней битвы, и сразу после этого мост рухнет.

Есть еще Вигрид, равнина последней битвы, на которой в Рагнарек встретятся асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска. Есть чертог Гимле, выше Вальхаллы, куда уходят чистые души, единственное место в мире, которое не будет затронуто Рагнареком и огнем Сурта. Есть Железный Лес Ярнвид, который произрос из ресниц Имира и в котором Ангрбода родила ужасающих детей Локи. В нем обитают ётуны в обличии ведьм и волков. "Видение Гюльви" так говорит о нем: "Есть великанша, что живет к востоку от Мидгарда в лесу, прозванном Железный Лес. В нем селятся ведьмы, которых так и зовут: ведьмы Железного леса. Старая великанша породила многих сыновей-великанов, все они видом волки. Отсюда и эти волки. Говорят, что того же племени будет и сильнейший из волков, именем Лунный Пес. Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц, обрызгав кровью небо и воздух. Тогда солнце погасит свой свет, обезумеют ветры и далеко разнесется их вой".

Есть роща Ходдмимир, в которой в Сумерки Богов спрячутся Лив и Ливтрасир – Жизнь и Пышущий жизнью, – человеческая пара, которой суждено пережить Рагнарек. Есть Бильскирнир, "Неразрушимый" – чертог Тора. И есть, наконец, Фолькванг – чертог богини Фрейи, куда отправлялись воины, не попавшие в Вальгаллу.

Скоро я начну рассказ о богах – выяснять, кто там кому кто буду долго, ибо тут тоже без терпения не разобраться, потому как некоторые боги ведут себя похабно, скрещиваются с животными и демонстрируют двуполость, порождая созданий с мутациями и аберрациями. Восьминогих лошадок, например.