Найти тему

«Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»

Спасское-Лутовиново.
Спасское-Лутовиново.

«Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...» — внушал Тургеневу его отец, Сергей Николаевич Тургенев. Видимо, признанный красавец, боевой офицер, прекрасно образованный, имея большой опыт в амурных делах, хотел уберечь сына, но предостережение не сработало. Роковая любовь сыграла злую шутку с Иваном Сергеевичем : не имея своей семьи, он долгие годы прожил в семье Полины Виардо на правах друга, "на краю чужого гнезда" Единственная дочь Тургенева Полина была рождена вне брака в Спасском- Лутовиново. В 8 лет он забрал ее во Францию и дал свою фамилию. Там же она вышла замуж, но дети рано умерли и прямых потомков И.С. Тургенева не осталось...

Родовое гнездо в Спасское-Лутовиново
Родовое гнездо в Спасское-Лутовиново

А в родовом гнезде, которое наполнило его на всю жизнь неисчерпаемым вдохновением, Тургенев бывал наездами, пребывая в основном за границей.

В эти годы появился общепризнанный феномен "усадебной культуры" . С конца 18 до середины 19 века дворянские усадьбы превратились в явление русской, да и мировой культуры. Дворян все больше интересовала культура — литература, театр, живопись, история, общественно-политические теории. Золотой век русской культуры подпитывается именно этим слоем дворянства, из чьих рядов и вышли таланты. Дворянские усадьбы совмещали в себе и практическое назначение, и были центром общественной и культурной жизни. Спасское-Лутовиново не поражает архитектурным величием и помпезностью, но ценность его в другом: здесь простота и сила русских традиций, просторов. Тургенев скучал по своему поместью: "... Егорьев день, соловьи, запах соломы и березовых почек, солнца и лужи по дорогам — вот чего жаждет моя душа!» (ПАРИЖ, 1861 ГОД)

Осень в Лутовиново
Осень в Лутовиново

Тургенев писал: «Я должен все же сказать, что в родном воздухе есть нечто неуловимое, трогающее вас и хватающее за сердце. Это невольное, скрытое тяготение тела к той земле, на которой оно родилось. И потом, детские воспоминания, эти люди, говорящие на вашем языке и сделанные из одного теста с вами, все вплоть до несовершенств окружающей вас природы, несовершенств, которые делаются вам дорогими, как недостатки любимого существа – все это вас волнует и захватывает. Хоть иной раз бывает и очень плохо – зато находишься в родной стихии".